Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.138.34.158
    [SESS_TIME] => 1713508554
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => b82a0f5da98e26b2c49e937c6dd03349
    [UNIQUE_KEY] => ef9e61f4eb098dfb38bf73471af6f559
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 1

1.
ГЛОБАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ

Т.А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет, Россия, 690091, г. Владивосток, ул. Суханова, 8
tam.artand@gmail.com
Ключевые слова: глобальная культура, институт образования, формирование личности, шестой технологический уклад, модернизация образования, модификация процесса обучения, конкурентоспособность образования, global culture, education system, formation of personality, sixth wave of technological innovation, modernization of education, modernization of academic process, competitiveness of education
Страницы: 3-17
Подраздел: ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Автор считает, что глобализацию образования нельзя рассматривать вне рамок глобализации культуры. Концепции глобальной культуры родились в разные исторические эпохи, адекватные различным социальным, политическим и экономическим условиям развития культуры. Эти концепции появляются тогда, когда в науке отчетливо заявляет о себе очередная глобальная научная революция, формируется определенный стиль мышления, разрабатывается новый категориально-понятийный аппарат. Повсеместная модернизация образования и модификация процесса обучения, наблюдаемые в мире в настоящее время, детерминированы пятым технологическим укладом, опирающимся на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии и т.п. Глобализация культуры, реализующая в мировом масштабе эти научно-технические достижения, неизбежно вводит институт образования и национальные системы образования в пространство общезначимых трендов. Пятый технологический уклад непосредственно детерминировал модификацию процесса обучения, опирающуюся на необходимость масштабного использования в образовании и управлении университетом новых цифровых технологий. Следствием процессов глобализации (политической, экономической, культурной) в сфере образования являются активизация академических обменов; появление государств-экспортеров и государств-импортеров образовательных услуг; формирование единых образовательных пространств. Основными принципами формирования Европейского образовательного пространства, появившегося в результате реализации Болонского процесса 1990-х - начала 2000-х гг., являются принципы унификации. Формирование образовательного пространства университетов, входящих в Ассоциацию университетов Азиатско-Тихоокеанского региона, осуществляется на принципах универсализации. Самопрезентации вузов в интернет-пространстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона не только являются своеобразным «зеркалом» их конкурентоспособности, но и позволяют выявить различия в миссии и функциях западных университетов (Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии), университетов Восточной Азии и университетов России. Автор делает вывод, что трансформация института образования, являющаяся следствием и проходящая под непосредственным воздействием глобализации культуры как формы бытия, осуществляется в двух направлениях: формирование личности в информационном обществе как своего рода «программы», позволяющей социуму перейти к новому его состоянию; модернизация национальных систем образования как процесс универсализации или унификации их структур, позволяющий активно внедряться в образовательное и/или культурное пространство своего региона.

DOI: 10.15372/PHE20180101


2.
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: КУДА ВЕДЕТ ПРОГРЕСС?

К.К. Бегалинова1, М.С. Ашилова2, А.С. Бегалинов3
1Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева, Республика Казахстан, 050013, Алматы, ул. Саптаева, 22а
kalima910@mail.ru
2Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Аблай-хана, Республика Казахстан, 050022, Алматы, ул. Муратбаева, 200
alibek557@rambler.ru
3Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Ключевые слова: эволюция, система образования, симулякр, реформы, кризис образования, evolution, education system, simulacrum, reforms, the education crisis
Страницы: 18-24
Подраздел: ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Сегодня многие говорят о всемирном кризисе образования, об утере человеческих ценностей, духовном падении человека. Отчего рушится мировая система образования? Отчего реформы, принимаемые в этой сфере, неэффективны? Авторы данной статьи, изучающие историю педагогики и образования в разных странах мира, пришли к выводу, что изменились идея образования, ее главные цели и ценности. В целом система образования прошла несколько стадий эволюции: от доминанты воспитания, затем обучения, к полному забвению образования, его превращению в симулякр. Современная система образования за неимением содержания симулирует самое себя, она не способна создать нового человека, дать ему ценностные ориентиры, обучить его. Впрочем, этого и не требуется. Главная цель современного образования - превращение человека разумного в человека потребляющего, в элемент потребительской информационной культуры. В чем причина данного положения и как остановить этот процесс, об этом и пойдет речь в настоящей статье.

DOI: 10.15372/PHE20180102


3.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Н.Р. Балынская, Н.В. Кузнецова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Россия, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38
balynskaya@list.ru
Ключевые слова: образование, образовательная организация, профессиональная подготовка, бизнес-сообщество, бизнес-среда, работодатель, education, educational organization, vocational training, business community, business environment, employer
Страницы: 25-30
Подраздел: ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Цель статьи - поиск точек соприкосновения, возникающих в процессе взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества. Усиление взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества возможно при четко обозначенном порядке совместного сотрудничества, в результате которого заинтересованные стороны должны нести распределенную ответственность и четко выполнять свои обязанности в процессе сотрудничества. В заключение авторами делается вывод, что процесс взаимодействия образовательной организации с представителями бизнес-сообщества способствует повышению конкурентоспособности не только образовательной организации, но и выпускников, одновременно обеспечивая устойчивое развитие территории.

DOI: 10.15372/PHE20180103


4.
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНЗИЦИИ

С.Г. Новиков
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия, 400066, Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27
novsergen@yandex.ru
Ключевые слова: транзитивное общество, глобальный Slumland, субъект постиндустриализма, homo economicus, homo creator, transitive society, global Slumland, subject of post-industrialism
Страницы: 31-35
Подраздел: ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
В статье рассматривается целеполагание российского образования в условиях переживаемого глобального социокультурного транзита. Автор считает, что отечественное образование способно выступить, с одной стороны, в роли «мотора перемен», а с другой - в роли протектора, защищающего Россию от угроз, исходящих от новой постиндустриальной реальности. Для этого оно должно быть сориентировано на формирование homo creator’а. Конститутивным качеством данного типа личности выступает стремление к творчеству - деятельности, мотивируемой внутренним, пост(над)экономическим интересом, жаждой эвристической деятельности. «Человек творческий» способен стать гарантом сохранения как инаковости России, так и человеческого в субъекте постиндустриализма. Именно homo creator в силах выстоять перед натиском и «мягкой силы» комфортно обустроенной, технологически продвинутой цивилизации Запада, и перед угрозой «неоварварства», продуцируемой иммиграцией из стран Юга людей, чьей культуре чужды толерантность, открытость диалогу.

DOI: 10.15372/PHE20180104


5.
ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Т.В. Сохраняева
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1
sokhran@gmail.com
Ключевые слова: цифровая социализация, субъекты образования, аксиология, эпистемология, практики онлайн-обучения, digital socialization, subjects of education, axiology, epistemology, online learning practices
Страницы: 35-43
Подраздел: ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Статья посвящена рассмотрению процессов цифровой социализации во взаимосвязи с базисными (эпистемологическим, аксиологическим) аспектами философского анализа образования. Анализируется значение философской рефлексии для осмысления сущности современного парадигмального сдвига в образовании. Автор показывает необходимость философского анализа образа и природы современного человека как субъекта воспитания для концептуализации целей образования и определения форм обучения, стимулирующих обучающихся к получению знания. Особый акцент делается на анализе социализирующего потенциала практик онлайн-обучения. Сфера онлайн-обучения рассматривается как активно расширяющееся пространство социализации. Анализируются просоциальные установки и компетенции индивидов, которые формируются в процессе обучения в виртуальной среде и обусловлены самой моделью этих практик.

DOI: 10.15372/PHE20180105


6.
ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ И КОНВЕРГЕНТНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

О.Е. Баксанский, В.В. Фурсов
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова, Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1
vfursov@mail.ru
Ключевые слова: конвергентная парадигма, NBICS-технологии, трансдисциплинарность, биомедицина, медицинская техника и технологии, научная картина мира, образование, теология, convergent paradigm, NBICS technology, transdisciplinarity, biomedicine, medical equipment and technologies, scientific picture of the world, education, theology
Страницы: 44-62
Подраздел: ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
В настоящее время происходят кардинальные изменения в современной научной картине мира, которые настоятельно требует пересмотреть существующее мировоззрение и, прежде всего, его социально-гуманитарную составляющую. Научное познание возникло из необходимости создать целостную картину окружающего мира. Однако изучение разноаспектной реальности привело к необходимости сегментировать природу, создать дисциплинарные границы, следствием чего явилась узкая специализация науки и образования, породившая отраслевой принцип организации экономики и производства. Целостная научная картина мира требует возвращения к натурфилософии. Налицо тенденция перехода в научном, социальном и образовательном пространстве от узкой специализации к междисциплинарности, трансдисциплинарной интеграции и конвергентному взаимодействию.

DOI: 10.15372/PHE20180106


7.
О НЕКОТОРЫХ ВЫЗОВАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНОГЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

А.А. Цыцарев
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Россия, 679015, Биробиджан, ул. Широкая, 70
birphilos@mail.ru
Ключевые слова: человек, субъект, техника, технологии, сеть, образование, знание, информация, память, целое, human being, subject, technics, technology, network, education, knowledge, information, memory, whole
Страницы: 63-70
Подраздел: ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация >>
Образование предполагает формирование не только навыков профессионального характера, но и личностных, человеческих качеств, общекультурных знаний и их понимание. В современном техногенном обществе, основным драйвером которого является техника, процессы, происходящие во всех социальных сферах, определяются логикой и динамикой технического характера; формируется запрос к образованию, который выражается в необходимости «производства» человека, который будет выполнять функции в логике технического. Однако техническим аспектом сфера человеческого не исчерпывается. Вектор социокультурной динамики, которая сегодня зависит от техники, ориентирован на человека и его потребности. Но выходит так, что требования среды, созданной человеком и для человека, переориентируют его самого на «несобственно человеческие» качества, которые должны давать ему социальные преимущества. Таким образом, необходимо вести речь о том, чтобы вернуть в образование собственно человеческий, гуманитарный аспект. Это и есть вызов, поскольку сама среда к этому, по крайней мере в данный момент, не расположена.

DOI: 10.15372/PHE20180107


8.
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРИРОДНО-СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ: НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

В.Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Россия, 679016, Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 4
rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: природа, общество, народное образование, образовательная парадигма, интеграция, миссия, холизм, nature, society, public education, educational paradigm, integration, mission, holism
Страницы: 71-79
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Народное образование представлено как специфическое проявление всеохватного образовательного процесса в природно-социальной целостности. С позиций философии холизма, учения о ноосфере и синергетики обосновываются возможности образования в решении проблемы гармоничного сосуществования природы и общества. Автор исходит из того, что в сфере народного образования совершаются интеллектуальные и духовные изменения людей, а это находит отражение в ноосфере. Ноосфера в свою очередь влияет на состояние всего мироздания. Следовательно, в решении проблемы устойчивого развития необходимо полнее реализовать потенциал образования. При этом само образование, состояние которого в настоящее время официально оценивается как кризисное, нуждается в коренном изменении в направлении интеграции личности с окружающим миром. Предпосылки для таких изменений в реальной практике имеются и в ретроспективе, и в настоящее время. Об этом свидетельствует опыт древнегреческих «пайдейя-полисов», стран Европы в эпохи Возрождения и Просвещения, опыт восточноазиатских стран и СССР, современное «финское образовательное чудо», экспертные оценки миссии образования интеллектуальной элитой, разрабатываемые и реализуемые в разных регионах проекты развития социально-территориальных систем через образование и культуру. Предлагается искать выход образования из кризиса не только в самой системе образования, но и во всей природно-социальной целостности, составной частью которой являются человек и народное образование.

DOI: 10.15372/PHE20180108


9.
ОБРАЗОВАНИЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ: СМЕНА ЛОГИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

С.А. Новосадов
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Россия, 249040, Обнинск, ул. Студгородок, 1
ser-novosadov@yandex.ru
Ключевые слова: управление, тенденции, система, образование, вектор цели, человек, социум, культура, процесс, концепция, management of tendency, system, education, vector of the purpose, human being, society, culture, process, concept
Страницы: 79-89
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы состояния современной системы образования в стране, ее тенденции и последствия для эффективности развития образовательного процесса. Проводится обзор мнений философов относительно существующих образовательных моделей и делается вывод об их критическом характере. Предлагается рассматривать образовательный процесс как управляемый механизм, предполагающий наличие целевых векторов, формируемых системой управления (государственностью). Введено понятие «точка срыва», характеризующее момент отклонения субъективной современной парадигмы образования от объективного ее назначения, призванной давать достоверные знания, подтверждаемые принципом «практика - критерий истины». Выявлены основные факторы, способствующие возникновению ошибок управления, устранение которых приведет к устойчивому развитию модели образования и бескризисному существованию общества.

DOI: 10.15372/PHE20180109


10.
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ НА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д.Р. Вахитов1, М.А. Лукина1, Т.Н. Гриневецкая2
1Российский государственный университет правосудия, Россия, 121260, Москва, ул. Поварская, 15
vahitov1972@gmail.com
2Новосибирский государственный медицинский университет, Россия, 630091, Новосибирск, Красный проспект, 52
tanita973@list.ru
Ключевые слова: глобализация, цивилизация, средняя температура, природно-климатические изменения, социально-экономические изменения, ресурсная база человечества, современное образование, globalization, civilization, average temperature, climatic changes, socio-economic changes, the resource base of humanity, modern education
Страницы: 90-96
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена анализу влияния глобальных процессов, в которых принимает участие человек, на перспективы и направления развития современной цивилизации. В центре внимания находится одна из важнейших проблем - влияние человека на окружающую среду и последствия такого влияния. Авторами рассмотрены возможные варианты развития ситуации для разных регионов мира и показано, каким образом социально-экономические и природно-климатические изменения могут воздействовать на разные сферы жизнедеятельности мирового сообщества, что в конечном итоге позволит определить в глобальном масштабе перспективы развития современного образования.

DOI: 10.15372/PHE20180110


11.
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФЕНОМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ)

И.А. Синицина1, Н.В. Корчаловская2, А.Х. Сундукова2
1Башкирский государственный университет, Россия, 450076, Уфа, ул. Заки Влади, 32
irinasinica@mail.ru
2Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Россия, 344011, Ростов, Гвардейский переулок, 2
Ключевые слова: система, синергетика, системный подход, синергетический подход, системно-синергетический подход, фрактал, антропосинергизм, полифоничная самость, управление образованием, управленческое взаимодействие, system, synergetic, system approach, synergetic approach, system-synergetic approach, fractal, anthropo-sinergism, polyphonic self, education management, managerial interactions
Страницы: 97-107
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В условиях инновационного развития общества становится популярным понимание образования как главного фактора социально-экономического роста и формирования инновационного потенциала государства. Определяя потенциал человеческого развития, образование играет ведущую роль в создании условий для становления, самореализации и самоопределения личности и выступает в качестве основного приоритета современного общества и государства. Соответственно разработка основ управления образованием и человеческими ресурсами предполагает осуществление теоретического анализа, определение оптимальных подходов к управлению образованием, выявление механизмов управленческого взаимодействия. Одним из основных ресурсов разрешения возникающих проблем и повышения эффективности образовательной организации являются различные управленческие новации, связанные с трансформацией структуры, культуры, связей, систем, процедур, стиля руководства и других компонентов организации. В данном контексте существенно возрастает роль знаний об управлении организацией, ее структуре, функциях, направляющих ее развитие или, напротив, способствующих ее деформации. В рамках развития современной науки сложилась определенная система методологических подходов к управлению образованием: 1) подходы, в которых предметом исследования является структура управления; 2) подходы, предмет исследования которых - эффективность управленческой деятельности или личность человека (управляющего и управляемого). При всей значимости процессного, проблемно-функционального, программно-целевого, мотивационного подходов необходим подход, предоставляющий возможность по-новому рассмотреть проблемы управления педагогическими системами: с позиции открытости, сотрудничества и ориентации на саморазвитие. Статья посвящена анализу основных аспектов управления современным образованием в ракурсе постнеклассической научной парадигмы, в ней получили дальнейшее развитие основные позиции системно-синергетического подхода в части разработки проблемы управления современным образованием, повышения эффективности механизмов, регулирующих деятельность субъектов управленческого взаимодействия. Авторы представили организационную структуру управления образованием, определили ее сущность, рассмотрели функции управления образованием (традиционные и инновационные), а также явление антропосинергизма, определили общие признаки, характеризующие управление образованием с позиций системно-синергетического подхода, выявили механизмы, регулирующие деятельность субъектов управленческого взаимодействия. При рассмотрении проблемы управленческого взаимодействия авторы делают акцент на внутренней деятельности человека, что приводит к понятию полифоничной самости, отражающей способность человека быстро реагировать на непрерывно изменяющиеся реалии времени, совмещать в процессе жизнедеятельности сложные, иногда противоречивые самостные образы, но соединенные человеком в целостный опыт, обеспечивающий их гармонию.

DOI: 10.15372/PHE20180111


12.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ

М.Ф. Кузнецова
Сибирский федеральный университет, Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
mfkuznecova@mail.ru
Ключевые слова: предпринимательский университет, исследовательский университет, образовательные институты, академический капитализм, entrepreneurial university, research university, educational institutions, academic capitalism
Страницы: 108-115
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья содержит краткий анализ проблемы создания предпринимательских университетов. Рассмотрены изменяющиеся требования к образованию в эпоху постиндустриального общества. Представлено понятие академического капитализма и прокомментированы главные его черты. Основное внимание уделено таким направлениям, как область академического персонала и академической культуры, исследовательская деятельность, область организационных и управленческих структур, область культуры и взаимоотношений государства и высшего образования. На базе ответов на вопросы, каким образом университет должен измениться, оставшись при этом университетом, и что поможет ему развить свою адаптивность, сформулированы основные задачи исследования: определение ключевых элементов, обусловливающих пути перехода от традиционализма современного университета к его проактивности, инновационности и предпринимательству. Обзорно рассмотрены основные элементы трансформации классического университета в университет предпринимательский. Автор показывает структурную изменчивость университета как образовательного института и его сущностную стабильность. Обоснована актуальность социально-философского и философско-методологического осмысления реформирования высшего образования и его институтов.

DOI: 10.15372/PHE20180112


13.
НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Н.А. Корниенко
Новосибирский государственный аграрный университет, Россия, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Ключевые слова: мораль, нравственность, современное российское общество, нравственное состояние, молодежь, гражданская социализация и гражданская идентичность, уровни гражданской идентичности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, патриотизм, патриотическое воспитание юных граждан, В«Бессмертный полкВ», переживание, выбор и трансляция ценностей, morality, morals, modern Russian society, moral condition, youth, civic socialization and civic identity, levels of civic identity, value orientations, meaning-related orientations, patriotism, patriotic education of young citizens, the Immortal Regiment, experience, choice and transfer of values
Страницы: 116-138
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема нравственного состояния российского общества как основы формирования гражданской идентичности на современном этапе. Для сегодняшней российской действительности характерны снижение культурного уровня, моральная деградация и криминализация общества, размытость ценностей и социальных норм. Автор выделяет одну из актуальных проблем молодого суверенного государства - проблему формирования гражданской идентичности, которая связана с вопросами развития и функционирования гражданского общества. Особое внимание уделяется нравственному состоянию современной российской молодежи. Проведен краткий обзор исследований нравственно-психологических характеристик современных студентов. Изложены результаты исследования динамики нравственных качеств личности школьников г. Новосибирска. Рассмотрена взаимосвязь и взаимовлияние гражданской идентичности и ценностных ориентаций. Определены уровни гражданской идентичности, показана роль нравственного ценностного компонента в формировании гражданской индентичности. Гражданская социализация рассматривается как конструирование индивидуальной траектории вхождения человека в общество. Показаны различия определений понятия гражданской идентичности в рамках разных подходов. Раскрывается соотношение понятий социокультурной, личностной и гражданской идентичностей. На личностном уровне гражданская идентичность рассматривается как компонент социокультурной идентичности, как сложное интегральное личностное образование, отражающее отношение человека и общества. При этом важным показателем сформированности всех компонентов структуры гражданской идентичности является взаимное принятие личности и общества. В условиях неразвитого гражданского общества и в период кардинальных социальных трансформаций культура становится синергетической структурирующей основой, помогающей оптимизировать процесс гражданской социализации и формирования гражданской идентичности.

DOI: 10.15372/PHE20180113


14.
В«БЛЕСК И НИЩЕТА» РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В США

Ю.Н. Белокопытов, Г.В. Панасенко, Н.А. Никитина
Сибирский федеральный университет, Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
iura.belov@yandex.ru
Ключевые слова: проблемы современного образования, классификация проблем образования по В. А. Канке: СТ-система, КОУУ-система, Дж. Ролз и теория справедливости общества, Л. Кольберг и диагностика нравственного развития личности, Дж. Гиттенгер и исследование паттернов поведения, реализация функции философии образования, problems of modern education, classification of problems of education by V. A. Kanke, J. Rawls and the theory of community justice, L. Kohlberg and the diagnosis of moral development of the individual, J. Gittenger and the study of patterns of behavior, implementation of the functions of philosophy of education
Страницы: 139-148
Подраздел: НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются современные проблемы образования и их результативность в западных и восточных странах. Особое внимание уделяется применению стандартов и тестирования, рассмотрению процесса формирования системы культуры учащегося и учителя. Выделяются различные подходы их решения: физикализм и гуманизм, «теория справедливости» Джона Ролза, концепция морального развития Лоуренса Кольберга. Прослеживается корреляция уровней нравственного развития личности уровням развития коллектива А. С. Макаренко. Возможно прогнозирование паттернов поведения, отраженное в теории и практике Джона Гиттенгера. Рассмотренные направления показывают как успехи, так и неудачи реализации функции философии образования в США.

DOI: 10.15372/PHE20180114


15.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ В НОРМОТВОРЧЕСТВЕ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Л.Ф. Щербинина
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Россия, 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46
Sherbininaliubov@yandex.ru
Ключевые слова: Конституция России, законотворчество, подзаконное нормотворчество, конкретизация подзаконного акта, субъект Российской Федерации, эффективность нормотворчества, Russian Constitution, law, subordinate normative specification of the Bylaw, the subject of the Russian Federation, the efficiency of the rulemaking
Страницы: 149-153
Подраздел: CОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАВА

Аннотация >>
Построение правового государства невозможно без совершенствования правовой базы, а также без подготовки высококвалифицированных, широко эрудированных специалистов, способных позитивно влиять на общественные преобразования в нашем государстве. Настоящей статьей автор завершает исследование проблем совершенствования законодательства, повышения его эффективности с усилением акцента качественного преобразования регионального нормотворчества. Новелла, предложенная автором в предыдущей научной работе о регулировании региональным законодателем общественных отношений согласно ст. 72 Конституции России не законами, а подзаконными нормативными правовыми актами, объективно требует качественного преобразования последних. С этой целью автором обращается внимание на множественность и бессистемность подзаконных нормативных актов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Предлагается в процессе нормотворчества четко представлять соотношение закона и подзаконного акта, соблюдать предметную сферу регулирования, добиваться конкретизации подзаконного нормативного правового акта и усиления контрольной функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

DOI: 10.15372/PHE20180115


16.
ДВУЯЗЫЧИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Л.П. Загорулько
Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия, 630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6-2
lpzagorulko@list.ru
Ключевые слова: двуязычие, социальное взаимодействие, безопасность государства, государственный язык, язык титульной нации, bilingualism, social interaction, state security, state language, the language of the titular nation
Страницы: 154-159
Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация >>
Цель настоящей статьи - исследовать двуязычие как инструмент социального взаимодействия, поскольку в условиях современной геополитики, когда вопросы, связанные с языком межнационального (международного) общения, выходят на первый план, двуязычие привлекает пристальное внимание именно как социальное явление. Прежде всего нас интересует тип двуязычия, при котором имеет место владение родным языком и языком межнационального общения (русским), поскольку такой тип двуязычия имеет непосредственное отношение к безопасности государства. Это связано с тем, что попытки некоторых национальных субъектов Российской Федерации перейти в основном на язык титульной нации несут за собой опасность изоляционизма и ослабления роли федеральной власти. Показательными в данной ситуации являются слова госсекретаря США А. Даллеса, который еще в 1948 г. говорил: «Чтобы развалить СССР, не надо атомной бомбы, нужно только внушить его народам, что они могут обойтись без знания русского языка. Нарушатся экономические, культурные, другие связи. Государство перестанет существовать». Исходя из этого, одной из главных задач языковой политики государства является обеспечение устойчивого развития общегосударственного языка во взаимодействии с другими языками народов России. Если государство не будет уделять должного внимания вопросам регулирования статуса национальных языков в отношении государственного языка в контексте двуязычия или многоязычия, то, как показывают примеры, это может привести к различным «цветным» революциям и даже к вооруженным конфликтам.

DOI: 10.15372/PHE20180116


17.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Н.Н. Власюк
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Ключевые слова: компетенция, языковая компетенция, социо-кросс-культурный подход, образование, competency, linguistic competency, socio-cross-cultural approach, education
Страницы: 160-165
Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация >>
В статье рассматриваются практические аспекты формирования профессионально-ориентированной языковой компетентности у студентов неязыковых направлений различных профилей педагогических университетов. Современные условия жизни общества ставят кардинально новые задачи при изучении иностранных языков в системе образования. Одной из важнейших задач является формирование специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, которая делает выпускников вуза конкурентоспособными. Владение одним или несколькими иностранными языками - неотъемлемая часть профессии. Исходя из этого, автор отмечает: важно построить учебный процесс таким образом, чтобы будущий специалист практически свободно владел устной и письменной иноязычной речью. При профессиональной вузовской подготовке, в целях и содержании образовательных программ на первый план выходит обучение студентов работе с научной информацией с использованием новых технологий на занятиях по иностранному языку. В связи с этим обобщается опыт преподавания дисциплины «Иностранный язык» и «Иностранный язык (специальный)». Автором представлены результаты методических исследований, осуществляемых в Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ).

DOI: 10.15372/PHE20180117


18.
ПОТЕНЦИАЛ СЕМИОТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОИСКЕ НОВОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Ю. Полянкина
Новосибирский государственный технический университет, Россия, 630073, Новосибирск, пр-т. Карла Маркса, 20
polyankina@corp.nstu.ru
Ключевые слова: семиотика образования, система образования, знак, интерпретация, семиозис, В«большая метафораВ» образования, edusemiotics, system of education, system of education, sign, interpretation, semiosis, В«root-metaphorВ» of education
Страницы: 166-174
Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация >>
Семиотика образования (edusemiotics) - относительно новая отрасль философии образования, обладающая, по мнению автора, потенциалом для переосмысления и разрешения противоречий, накопившихся в системе современного российского образования. Источник противоречий - неверный выбор концептуальной метафоры образования, положенной авторами современной образовательной политики и реформ в основу проектирования желаемых результатов преобразований, а именно производственной метафоры, рассматривающей систему образования с позиций экономцентричной логики. Данные социологических исследований в русле образования и контент-анализа дискурса об образовании, используемых для метафорического моделирования, подтверждают примат данной метафоры над другими. Лингвистическими маркерами этой метафоры являются следующие: образовательная услуга, потребитель образовательных услуг, эффективность образовательного процесса, оптимизация образовательного процесса, знания как товар и т. д. Аналогичная метафора господствует и в США. Следствия концептуальной метафоры, формирующей сознание граждан, - пассивная роль обучающихся, обесценивание труда преподавателя, неадекватные критерии оценки качества образования. Альтернативной метафорой образования является метафора «участия» или «практики», сравнивающая образование с путешествием, растениеводством или строительством, подразумевающая совместное творчество учеников и преподавателей, активную роль первых и высокий статус последних. К сожалению, в отечественном образовательном дискурсе этой метафорой оперирует лишь часть профессионального сообщества, а не регуляторы и не все остальные граждане. По мнению автора, семиотика образования обладает потенциалом для того, чтобы обратить внимание общественности на важность концептуальной метафоры образования, декларируемой на уровне государства, поскольку именно эта отрасль философии образования изучает процесс семиозиса и отношения между смыслами, которыми оперирует концептуальная метафора образования.

DOI: 10.15372/PHE2018018


19.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Е.А. Крутько
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82
e.a.krutko@mail.ru
Ключевые слова: информационное общество, процесс образования, социальная реальность, информационная образовательная среда, изучение иностранных языков, information society, the process of education, social reality, the information educational environment, foreign language teaching
Страницы: 175-180
Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация >>
В статье рассматриваются признаки информационного общества, оказывающие влияние на все сферы жизнедеятельности субъекта. Автор отмечает, что увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества отражается и на процессе образования. Новые формы организации образовательного процесса и объективно изменяющиеся формы взаимодействия в системе общения требуют от педагога переосмысления основ своей деятельности с позиций трансформации информационных, коммуникационных и социальных реалий. Преподавание иностранных языков также должно быть ориентировано на реальные потребности социума, рациональное сочетание возможностей информационной образовательной среды и традиционных методов.

DOI: 10.15372/PHE20180119


20.
МЕТОД ДИСКУССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В.В. Ерохин, С.И. Везнер
Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия, 630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6-2
voldemarE@rambler.ru
Ключевые слова: дискуссия, коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, методика преподавания иностранных языков, формы дискуссии, речевой жанр, discussion, communicative approach, communicative competence, method of foreign language teaching, types of discussion, speech genre
Страницы: 181-193
Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация >>
В статье анализируется проблема использования метода дискуссии в процессе обучения учащихся дисциплинам лингвистического цикла, включая иностранные языки. Одной из целей исследования является разработка теории, которая позволила бы получить полное представление о преимуществах использования метода дискуссии. Авторы фокусируются на различных факторах, способствующих обеспечению эффективной учебной дискуссии и повышающих продуктивность процесса обучения. В основе метода дискуссии лежит ряд характеристик, свойственных процессу коммуникации. В этой связи обучение языку понимается как обучение коммуникации через коммуникацию. При этом важным аспектом является осмысленное и мотивированное использование языка учащимися в общении с определенной целью. Поскольку в соответствии с социальными конвенциями участники коммуникации должны выполнять определенные коммуникативные функции и роли, авторы уделяют большое внимание описанию ролей, которые должны играть учащиеся в образовательном процессе, с использованием метода дискуссии, а также описывают организационные формы дискуссии, ее этапы, процедуры мониторинга и оценивания.

DOI: 10.15372/PHE20180120


21.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАННЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Груздева1, Н.В. Волынкина2
1ЧОУ Школа «Мариоль», Россия, 394088, Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 72-а
marinagrouzdeva@yandex.ru
2Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, Россия, 394064, Воронеж, ул. Старых большевиков, 54-а
Ключевые слова: интеллектуально-творческая сфера, старшие дошкольники, раннее иноязычное образование, теоретико-методологический аспект, комплексный подход, методологические принципы, intellectual and creative sphere, senior preschool children, early foreign language education, theoretical and methodological aspect, integrated approach, methodological principles
Страницы: 194-201
Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования в методологическом аспекте. Целью статьи является раскрытие теоретико-методологических оснований ее формирования. Представлена совокупность методологических подходов и принципов формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего изучения иноязычной культуры. Результаты исследования показывают, что теоретико-методологический аспект развития личностных качеств ребенка представляет собой сложную систему, включающую несколько подсистем, и требуют применения комплексного подхода в его изучении, составляющими которого являются культурно-исторический, личностный, деятельностный, аксиологический и системный. Применение совокупности данных подходов и дидактических принципов, а также анализ опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что в методологическом аспекте формирование интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования является педагогически регулируемым процессом, способствующим многогранному развитию ребенка, а также позволяющим ему выступать активным деятелем, проявляя свои способности и решая интеллектуально-творческие задачи.

DOI: 10.15372/PHE20180121


22.
СТЕНОГРАММА ВЕБИНАРА В«ОБРАЗОВАНИЕ - НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ»

Т.А. Косенко, А.Г. Лигостаев, Н.В. Наливайко, И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 202-213
Подраздел: Информация



23.
СТЕНОГРАММА ВЕБИНАРА В«СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

Т.А. Косенко, А.Г. Лигостаев, Н.В. Наливайко, И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 214-219
Подраздел: Информация



24.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЕЙ ДЛЯ АВТОРОВ И ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ЭТИКЕ ПУБЛИКАЦИЙ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ

Н.В. Наливайко
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Россия, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 220-222
Подраздел: Информация