СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФЕНОМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ)
И.А. Синицина1, Н.В. Корчаловская2, А.Х. Сундукова2
1Башкирский государственный университет, Россия, 450076, Уфа, ул. Заки Влади, 32 irinasinica@mail.ru 2Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Россия, 344011, Ростов, Гвардейский переулок, 2
Ключевые слова: система, синергетика, системный подход, синергетический подход, системно-синергетический подход, фрактал, антропосинергизм, полифоничная самость, управление образованием, управленческое взаимодействие, system, synergetic, system approach, synergetic approach, system-synergetic approach, fractal, anthropo-sinergism, polyphonic self, education management, managerial interactions
Страницы: 97-107 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В условиях инновационного развития общества становится популярным понимание образования как главного фактора социально-экономического роста и формирования инновационного потенциала государства. Определяя потенциал человеческого развития, образование играет ведущую роль в создании условий для становления, самореализации и самоопределения личности и выступает в качестве основного приоритета современного общества и государства. Соответственно разработка основ управления образованием и человеческими ресурсами предполагает осуществление теоретического анализа, определение оптимальных подходов к управлению образованием, выявление механизмов управленческого взаимодействия. Одним из основных ресурсов разрешения возникающих проблем и повышения эффективности образовательной организации являются различные управленческие новации, связанные с трансформацией структуры, культуры, связей, систем, процедур, стиля руководства и других компонентов организации. В данном контексте существенно возрастает роль знаний об управлении организацией, ее структуре, функциях, направляющих ее развитие или, напротив, способствующих ее деформации. В рамках развития современной науки сложилась определенная система методологических подходов к управлению образованием: 1) подходы, в которых предметом исследования является структура управления; 2) подходы, предмет исследования которых - эффективность управленческой деятельности или личность человека (управляющего и управляемого). При всей значимости процессного, проблемно-функционального, программно-целевого, мотивационного подходов необходим подход, предоставляющий возможность по-новому рассмотреть проблемы управления педагогическими системами: с позиции открытости, сотрудничества и ориентации на саморазвитие. Статья посвящена анализу основных аспектов управления современным образованием в ракурсе постнеклассической научной парадигмы, в ней получили дальнейшее развитие основные позиции системно-синергетического подхода в части разработки проблемы управления современным образованием, повышения эффективности механизмов, регулирующих деятельность субъектов управленческого взаимодействия. Авторы представили организационную структуру управления образованием, определили ее сущность, рассмотрели функции управления образованием (традиционные и инновационные), а также явление антропосинергизма, определили общие признаки, характеризующие управление образованием с позиций системно-синергетического подхода, выявили механизмы, регулирующие деятельность субъектов управленческого взаимодействия. При рассмотрении проблемы управленческого взаимодействия авторы делают акцент на внутренней деятельности человека, что приводит к понятию полифоничной самости, отражающей способность человека быстро реагировать на непрерывно изменяющиеся реалии времени, совмещать в процессе жизнедеятельности сложные, иногда противоречивые самостные образы, но соединенные человеком в целостный опыт, обеспечивающий их гармонию.
DOI: 10.15372/PHE20180111 |