Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.144.6.29
    [SESS_TIME] => 1732187047
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 1dccc4ccbe141815e041895e0d10c630
    [UNIQUE_KEY] => 9b8835cace0accaf77e108bb796b7651
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 3

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Е.Р. Кроль
Сибирский федеральный университет, Россия, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
Ключевые слова: интерсубъективность, профессиональное самоопределение, аналогизирующая апперцепция, коммуникация, идеальный образ, профессиональная деятельность, социализация, подражание, intersubjectivity, professional self-determination, analogous apperception, communication, ideal image, professional activity, socialization, imitation
Страницы: 74-83
Подраздел: ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. В статье изложен общий взгляд на современные тенденции к конвергентности между педагогической антропологией и экзистенциально-диалогическим направлением философии образования и, как следствие, на рассмотрение личности как открытой системы воспитания и образования через взаимодействие, диалог с Другим, признание исключительной роли интерсубъективности в системе «человек - человек». Цели статьи - рассмотреть на примере профессионального самоопределения интерсубъективный процесс подражания, передачи значимых символов профессий, установить содержание этого процесса и его влияяние на субъективность. Методология и методика исследования. Исследование базируется на социально-психологической теории социального научения А. Бандуры, основой которого является понятие социализации, что проясняет значительное влияние информации, получаемой в интерсубъективном взаимодействии, на формирование субъективно значимого идеального образа профессиональной деятельности. В условиях возрастного и поэтапного формирования идеального образа профессиональной деятельности в качестве изначального и наиболее простого символа рассматривается жест в соответствии с представлениями Дж. Мида как начальная стадия действия, репрезентирующая все действие. Подражание жесту - элементарной единице символа - является отправной точкой для формирования интерсубъективного контакта, в связи с чем рассматриваются этапы интерсубъективной модальности, начиная от встречи, через присоединение и использование единства доопытных форм познания, завершая совместной выработкой общих смыслов. Прослеживается процедура аналогизирующей апперцепции как определение конкретного момента передачи профессиональных символов. Результаты исследования. Через использование положений теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса устанавливается последовательность развития аналогизирующей апперцепции как достраивания объекта через опыт Другого в обобщение норм коммуникации и коммуникативную рациональность, осуществляющую формирование новых, общих смыслов. Анализ схемы интерсубъективного взаимодействия раскрывает ключевую значимость достраивания объекта через опыт Другого (аналогизирующую апперцепцию), принимая от него символическую информацию. Заключение. В статье раскрывается содержание процесса подражания как интерсубъективного аспекта профессионального самоопределения, который служит основанием для построения глубоких субъективных конструкций идеального образа профессиональной деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20180307