ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИДЕЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОБОСНОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА
Г.Г. Гранатов, Е.Н. Ращикулина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Россия, 455000, пр. Ленина, 38 Granatov@rambler.ru
Ключевые слова: идея, принцип, метод дополнительности, развивающее образование, педагогическое мышление, дуализм, рефлексия, программированное упражнение, idea, principle, complementarity method, developing education, pedagogical thinking, dualism, reflection, programmed exercise
Страницы: 113-125 Подраздел: МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение . Статья состоит из трех частей: в первой части дано краткое описание общей диалектической направленности, значимости и обоснование фундаментальности идеи дополнительности; во второй - практический материал для конкретизации идеи дополнительности; в третьей части представлена перфокарта для выполнения программного упражнения «Развитие идеи дополнительности». Методология и методика исследования. В качестве главного ориентира в раскрытии сущности и развитии категории «дополнительность» авторы используют составленные ими обобщенные планы познания сущности идеи и метода. В свете идеи дополнительности ими выделены четыре уровня и семь пар взаимодополнительных свойств педагогического мышления, своеобразное взаимовлияние которых определяет тот или иной его стиль, что выявляет своеобразие познавательных и рефлексивных умений и педагогического мастерства будущего учителя. Результаты исследования . Представлено оригинальное и многофункциональное «Программированное упражнение по развитию и диагностике усвоения учащимися идеи дополнительности». Кроме задуманных авторами образовательных и контрольных функций, это упражнение содержит в себе много новой информации по истории становления обозначенной идеи в науке, истории интуитивного чувствования и осознания учеными-творцами научных картин мира, сути эвристической значимости дуализма и удивительной плодотворности «бегства» от него с постижением, пониманием сменяющей его дополнительности как сочетания, казалось бы, несочетаемого. Заключение . Обобщены и представлены выводы и предложения по реализации замысла статьи и о направлениях совершенствования отечественного образования с успешной реализацией в будущем главной его парадигмы - становления «образованием через всю жизнь» для каждого нашего соотечественника.
DOI: 10.15372/PHE20180311 |