МЕТОД ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ПРАКТИК
А.А. Попов1, С.В. Ермаков2, М.С. Аверков3
1Федеральный институт развития образования, Россия, 125319, Москва, Ул. Черняховского, 9 aktor@mail.ru 2Центр развития профессионального образования Красноярского края, Россия, 660775, г. Красноярск, ул. Маерчака, 43 sibdirektor@yandex.ru 3Краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми, Россия, 660079, г. Красноярск, ул. Матросова, 19
Ключевые слова: метод познания, метод в образовании, структурирование, схематизация, образовательная задача, конструирование в образовательном процессе, cognition method, method in education, structuring, schematization, educational task, design in the educational process
Страницы: 126-153 Подраздел: МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение . Категория «метод» считается детально разработанной для классической дидактики и при этом практически не оформленной для открытого деятельностного образования, а с некоторых позиций вообще не соответствующей характеру открытого образования. Цель статьи - определение существенных параметров и характеристик метода открытого деятельностного образования как организующего начала образовательного процесса и фактора, обеспечивающего его результативность в отличие от метода в классической дидактике и в соответствии с характером и функциональным назначением открытого образования. В ходе исследования авторы опирались на анализ фундаментальных философских работ, вводящих и оформляющих категорию «метод» для научного познания и для практической, в том числе образовательной, деятельности; на разработки метода классической дидактики и в области организации результативного образовательного процесса в открытом образовании; на работы в области методологии организации деятельности. Методология и методика исследования. В основе работы лежат системно-генетический анализ философских работ; структурный содержательный анализ практической деятельности, описываемой и структурируемой благодаря категории «метод»; сопоставительный анализ практик и описывающих их категорий в режиме последовательного абстрагирования и выделения общих характеристик категории «метод». Результаты исследования . Авторами выделены и описаны основания для содержательного определения категории «метод» применительно к практикам открытого образования. Обосновано положение о том, что «метод» является родовой характеристикой, обозначающей объективированные условия успешной реализации разных образовательных моделей, различающихся конструктивными качествами. Подробно охарактеризованы основные параметры и характеристики метода организации и реализации практик открытого образования. Определены социокультурные основания для формирования метода в открытом образовании. Заключение . Основными типами деятельности, реализующими метод в рамках открытого образования, являются структурирование и схематизация представлений о действительности, одновременно получаемых и реализуемых в ходе пробно-практической деятельности. Ключевая содержательно-управленческая форма, задающая и обеспечивающая процесс структурирования и схематизации, - образовательная задача.
DOI: 10.15372/PHE20180312 |