ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФОРМИРУЮЩАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ В ХХI в.
Н.А. Корниенко
Новосибирский государственный аграрный университет, Россия, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Ключевые слова: эмпирическое и теоретическое мышление, соотношение эмпирики и теории, опыт и проект, стиль мышления, эпистемология науки и образования, трехуровневая модель научного знания: эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое знание, empirical and theoretical thinking, the relationship between empiricism and theory, experience and project, the style of thinking, epistemology of science and education, three-level model of scientific knowledge: empirical, theoretical and meta-theoretical knowledge
Страницы: 162-177 Подраздел: ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье содержатся рассуждения автора о мышлении (дефинициях) в психологии и философии, эмпирическом и теоретическом мышлении. Показано их значение для развития мировой психологии и философии, раскрыты теоретические предпосылки для проектирования обучения и воспитания поколений будущего мира. Рассмотрены изменения, происходящие в культуре, образовании и науке, сопровождающиеся сменой эпистемологического стиля мышления. Одним из важных социокультурных вызовов школе сегодня выступает смена типов и форм мышления. Мышление, как известно, издавна является предметом особого интереса философии. Автор останавливается на некоторых аспектах изменения представлений о мышлении и связанных с этим трансформациях во взгляде на образовании. Одной из главных тем современной философии науки является проблема уровней научного знания. Традиционно принято выделять два основных уровня: эмпирический и теоретический. Более верной и поддерживаемой нами является трехуровневая модель научного знания: эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое знание. Метатеоретический уровень знаний состоит из двух основных подуровней: 1) общенаучного знания; 2) философских оснований науки. Общенаучный уровень знания состоит из следующих основных элементов: 1) общенаучной картины мира; 2) общенаучных методологических, логических и аксиологических принципов. Метатеоретический уровень играет важную роль не только в естествознании и социальных науках, но и в математике.
DOI: 10.15372/PHE20180314 |