КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
М.А. Абрамова1, Е.В. Балганова2
1Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 marika24@yandex.ru 2оссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82 elena-balganova@mail.ru
Ключевые слова: высшее образование, качество образования, международное образовательное пространство, образование и наука в регионах, общественное развитие, национальная политика, higher education, quality of education, international educational space, education and science in the regions, social development, national policy
Страницы: 3-12 Подраздел: ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Авторы на основе ретроспективного анализа тенденций по модернизации высшего образования обращаются к проблеме влияния трансформации общества на концептуальные изменения представления о качестве образования, а также стратегиях его обеспечения. Методология и методика исследования основаны на эпистемологической интерпретации понятий «качество образования», «международное образовательное пространство», «общественное развитие» и «национальная политика». С практической точки зрения проанализирована Всемирная декларации о высшем образовании для XXI в. и российские федеральные законы об образовании. Результаты исследования. В 1998 г. была подготовлена Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в., где были отмечены основные факторы, обусловливающие модернизацию системы высшего образования в странах. Решение многих проблем правительства стран видели в усилении роли качественного высшего образования и научно-исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей. Механизмом реализации обозначенных стратегий должно было стать создание единого образовательного пространства, где усилилась бы мобильность как преподавателей, исследователей, так и студентов. Условием создания единого образовательного пространства стала унификация учебных программ. Таким образом, цель, поставленная Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI в., вступала в противоречие с механизмом ее реализации, поскольку одной из задач стало содействие сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях культурного плюрализма и разнообразия. То есть проблема сохранения культурного разнообразия в условиях приведения к единообразию учебных программ странами, подписавшими Болонскую декларацию, не способствовала решению обозначенной выше задачи. Вторым элементом механизма усиления единообразия стали международные рейтинги, в которых страны активно начали принимать участие, продолжая конкурировать, в том числе и в области образования и науки. Но критерии рейтингования, ориентированные на ранжирование высших учебных заведений, развивавшихся исторически в рамках англо-саксонской системы, привели к трансформации не только системы образования, но и науки в странах, где образование строилось на основе прусской модели. Заключение. Страны, реформируя образование по требованиям изменившегося общества, сами оказались под влиянием последствий модернизируемой системы. Подмена обеспечения качества образования при сохранении уникальности образовательных ресурсов, погоня за выполнением формальных признаков актуализировали обсуждение профессиональным сообществом мер по повышению качества профессиональной подготовки выпускников вузов, что привело к необходимости пересмотра существующих принципов и подходов к обучению студентов.
DOI: 10.15372/PHE20180401 |