Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 4

1.
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

М.А. Абрамова1, Е.В. Балганова2
1Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
marika24@yandex.ru
2оссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82
elena-balganova@mail.ru
Ключевые слова: высшее образование, качество образования, международное образовательное пространство, образование и наука в регионах, общественное развитие, национальная политика, higher education, quality of education, international educational space, education and science in the regions, social development, national policy
Страницы: 3-12
Подраздел: ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Авторы на основе ретроспективного анализа тенденций по модернизации высшего образования обращаются к проблеме влияния трансформации общества на концептуальные изменения представления о качестве образования, а также стратегиях его обеспечения. Методология и методика исследования основаны на эпистемологической интерпретации понятий «качество образования», «международное образовательное пространство», «общественное развитие» и «национальная политика». С практической точки зрения проанализирована Всемирная декларации о высшем образовании для XXI в. и российские федеральные законы об образовании. Результаты исследования. В 1998 г. была подготовлена Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в., где были отмечены основные факторы, обусловливающие модернизацию системы высшего образования в странах. Решение многих проблем правительства стран видели в усилении роли качественного высшего образования и научно-исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей. Механизмом реализации обозначенных стратегий должно было стать создание единого образовательного пространства, где усилилась бы мобильность как преподавателей, исследователей, так и студентов. Условием создания единого образовательного пространства стала унификация учебных программ. Таким образом, цель, поставленная Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI в., вступала в противоречие с механизмом ее реализации, поскольку одной из задач стало содействие сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях культурного плюрализма и разнообразия. То есть проблема сохранения культурного разнообразия в условиях приведения к единообразию учебных программ странами, подписавшими Болонскую декларацию, не способствовала решению обозначенной выше задачи. Вторым элементом механизма усиления единообразия стали международные рейтинги, в которых страны активно начали принимать участие, продолжая конкурировать, в том числе и в области образования и науки. Но критерии рейтингования, ориентированные на ранжирование высших учебных заведений, развивавшихся исторически в рамках англо-саксонской системы, привели к трансформации не только системы образования, но и науки в странах, где образование строилось на основе прусской модели. Заключение. Страны, реформируя образование по требованиям изменившегося общества, сами оказались под влиянием последствий модернизируемой системы. Подмена обеспечения качества образования при сохранении уникальности образовательных ресурсов, погоня за выполнением формальных признаков актуализировали обсуждение профессиональным сообществом мер по повышению качества профессиональной подготовки выпускников вузов, что привело к необходимости пересмотра существующих принципов и подходов к обучению студентов.

DOI: 10.15372/PHE20180401
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
ТЕХНОЛОГИЯ EDUTAINMENT В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.С. Комкова1, Е.А. Крутько2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191
raykova88@mail.ru
2Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Россия, Москва, пр-т. Вернадского, 82
e.a.krutko@mail.ru
Ключевые слова: английский язык, edutainment, технология обучения, языковая подготовка в вузе, активное обучение, мотивация, игровой метод, English language, language teaching in the system of higher education, education technology, active learning, motivation, game method
Страницы: 13-22
Подраздел: ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. В статье обосновывается актуальность обращения к новым формам подачи информации, ее восприятия и осмысления в контексте современных тенденций развития науки и общества. Рассматриваются специфика и потенциал применения инновационной технологии Edutainment как стратегии преодоления лингвокультурных барьеров и формирования учебной мотивации в процессе обучения английскому языку в системе высшего образования. Методология и методика исследования. Выявление методической значимости и потенциала применения инновационной технологии Edutainment в процессе обучения английскому языку и культуре в системе высшего профессионального образования предполагает обращение к системному и структурно-функциональному подходам. Также использовались общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение. Результаты исследования. Представлены традиционные и современные способы работы с технологией Edutainment, способствующие главным образом успешному формированию языковых компетенций у студентов в образовательной среде университета и созданию комфортной эмоциональной обстановки получения информации, устойчивой учебной мотивации. Заключение. Авторы приходят к выводу, что внедрение технологии Edutainment в обучении в вузе будет способствовать развитию умений студентов использовать интернет-ресурсы для образования и самообразования с целью знакомства с культурным наследием страны изучаемого языка и других народов, удовлетворения своих профессиональных потребностей и интересов.

DOI: 10.15372/PHE20180402
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Л.С. Малик, Л.А. Мелкая
Северный федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 163002, г. Архангельск, ул. Смольный Буян, д. 7
l.malik@narfu.ru
Ключевые слова: профессионализм, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, идеология социальной работы, профессионализация социальной работы, философия профессионализма, критерии профессионализма, professionalism, professional standard, educational standard, ideology of social work, professionalization of social work, philosophy of professionalism, criteria of professionalism
Страницы: 23-33
Подраздел: ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Цели статьи - проанализировать подходы, определить понятие «философия профессионализма» и критерии профессионализма в социальной работе. Проблемная ситуация обозначена процессами стандартизации и возрастающим риском депрофессионализации социальной работы, что требует комплексного теоретического осмысления. Методология и методика исследования. Методологию исследования составила системно-синергетическая педагогическая теория, позволяющая раcсмотреть аспекты профессионализации социальной работы как особые бифуркационные процессы, после которых становятся вероятными качественные изменения. Методика исследования построена с учетом двух альтернативных направлений развития профессии «Социальная работа»: технократического, где профессия представлена инструментом помощи и поддержки нуждающихся, и потенциального, предполагающего активизацию ресурсов и социально-личностное развитие клиентов. Результаты исследования. В ходе исследования выявлены две противоположные концептуальные позиции на рассмотрение категории профессионализма в социальной работе. В первом случае профессионализм определяется как характеристика действующего профессионала-практика, отражающая требования к представителю профессии. Во втором случае профессионализм рассматривается в качестве современной парадигмы социальной работы, где система профессиональной подготовки - один из его атрибутов. Приведение двух отмеченных позиций к определенному консенсусу служит условием дальнейшего развития профессии и повышения профессионализма специалистов. Заключение. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволило систематизировать подходы к категории профессионализма. Практическая значимость исследования заключается в выделении критериев профессионализма, которые могут быть использованы при составлении интегративной характеристики профессионала и проектировании образовательных программ для специальности «Социальная работа». Перспективы исследования обозначены дальнейшим конструированием философии профессионализма с целью комплексного преодоления риска депрофессионализации социальной работы.

DOI: 10.15372/PHE20180403
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
ОПТИМАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Р.А. Гуща1, Л.Н. Бережнова2
1Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
gusha.roman@mail.ru
2Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1
simabln@mail.ru
Ключевые слова: оптимальность, комфортность, рациональность, эффективность, результативность, optimality, comfort, rationality, efficiency, effectiveness
Страницы: 34-43
Подраздел: ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Актуальной задачей отечественной педагогической науки и практики на современном этапе является поиск критериев обучения в современных условиях. Аналитическое знакомство с теорией оптимизации позволяет отметить ее нацеленность на учет реальной действительности, функционирования всего образовательного процесса, то есть на возможные объективные перемены образования. Это побуждает исследователей искать пути дальнейшего совершенствования процесса обучения с учетом современной действительности. Цель статьи - показать, что оптимальность можно считать основой организации школьного обучения. Методология и методика исследования основана на принципах теоретической педагогики с использованием дидактических отношений участников образовательного процесса, основанных на раскрытии понятия «оптимальность» как развивающего критерия при реализации воспитательных задач. С точки зрения социально-психологического анализа обсуждается понятие «образовательный процесс». Результаты исследования. В статье представлена характеристика критериев оптимальности: комфортность, рациональность, эффективность, результативность. Одним из наиболее значимых показателей оптимальности является комфортность в обучении - создание условий для ощущения внутреннего равновесия, защищенности, уверенности в своих возможностях, самоуважении и др. При этом ощущение комфортности педагога соотносится с его духовной раскрепощенностью. Такая личность вызывает интерес окружающих, формирует позитивный опыт взаимоотношений в учебном процессе. Заключение. Авторами делается вывод, что оптимальное построение учебного процесса с позиции предложенных критериев может оказаться полезным в решении проблемы внедрения новых информационных технологий.

DOI: 10.15372/PHE20180404
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ, ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА

Н.Н. Краснова
Горно-Алтайский государственный университет, 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, д. 1
Ключевые слова: правовое образование, права человека, социокультурная эволюция, обязанности личности, культура права, правообязанное поведение человека в обществе, legal education, human rights, sociocultural evolution, culture of the rights and duties of the individual, the problem of rights and law-bound human behavior in society
Страницы: 44-55
Подраздел: ПРАВОСОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. В современном школьном и вузовском образовании представлены учебная дисциплина «Основы права», главным содержанием которой являются вопросы обучения и воспитания подростков и молодежи с позиций знания и защиты их прав, интересов и свобод в гражданском обществе. Однако в этой дисциплине обязанности молодых людей перед обществом и другими людьми представлены скромно. В теории и на практике актуализируются вопросы о соотношении прав и обязанностей человека в системе «общество - государство - личность». Методология и методика исследования. В исследовании применяются диалектическая методология, системный подход, а также методы сравнительно-правовой, анализа, синтеза, индукции, дедукции, экстраполяции. Результаты исследования. Автором выявлены основные этапы социокультурной эволюции права: 1) право общества (где человек пока лишь объект отношений); 2) человек в праве (как субъект отношений); 3) права человека как отрасль права. Третий этап юридически закрепляет права человека. Исследована системная диалектика элементов и системы (в аспекте человека и социосистемы). Выделены основные типы отношений применительно к человеку и обществу: приоритет прав и минимизация обязанностей; мера прав и обязанностей субъекта; максимизация обязанностей при минимуме прав. Сделан вывод, что первый и третий типы отношений неоптимальные. Основа социального баланса - второй тип, связанный с культурой прав и обязанностей человека в обществе. Заключение. В дисциплине «Основы права» необходимо опираться на культуру прав и обязанностей субъекта; в правовом воспитании и образовании - решать проблему прав и правообязанного поведения человека в обществе.

DOI: 10.15372/PHE20180405
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВЫДАЮЩИХСЯ ДОСТИЖЕНИЙ: ОСНОВАНИЯ, ПРЕЦЕДЕНТЫ, МОДЕЛИ

М.С. Аверков1, С.В. Монахов2, А.А. Попов2
1Краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми, 660079, г. Красноярск, ул. Матросова, д. 19
mgolota@yandex.ru
2Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 125319, г. Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1
Ключевые слова: образовательная политика, образовательная система, модель образования одаренных детей, educational policy, educational system, educational model for gifted children
Страницы: 56-68
Подраздел: ПРАВОСОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Цель работы - отслеживание происхождения и эволюции социально-государственной потребности в специальной организации выявления взрослеющих людей с выдающимися способностями и качествами. Содержание проблемной ситуации заключается в наличии исторического разрыва между целостными научными концептами феномена выдающихся достижений и фрагментарными, стихийно складывающимися подходами к реализации образовательной политики выдающихся достижений. Однако можно проследить влияние научных концептов феномена выдающихся достижений на построение социальной политики в отношении талантливых и одаренных детей. Наиболее яркими авторами таких концептов могут выступать Ф. Гальтон (наследственная природа таланта), Л. Термен (IQ как ключевой показатель одаренности), Ф. Ганье и А. Танненбаум (факторы средовых катализаторов одаренности), Р. Флорида и Ч. Лэндри (условия продуктивности креативных людей). Методология и методика исследования основана на сопоставительном и системно-генетическом анализе конкретных нормативно-правовых материалов и крупных государственных и государственно-общественных проектов в различных странах мира, в том числе в странах, проводящих комплексную политику модернизации. Результаты исследования. Статья содержит анализ образовательно-управленческих систем, обеспечивающих выявление и максимальное образовательное и социальное продвижение одаренных детей с точки зрения основ их формирования, основных механизмов функционирования, возможностей и ограничений; с точки зрения обеспечения успешной образовательной политики. В статье вводится и обосновывается представление о том, что образовательная политика выдающихся достижений с момента зарождения в эпоху «просвещенного абсолютизма» связана с разработкой и реализацией проектов комплексной модернизации общества. Заключение. В результате анализа прецедентов образовательной политики выдающихся достижений в различных странах на протяжении XX в. оформляются базовые модели реализации такой политики и описываются исходные социальные условия, при которых та или другая модель может оказаться наиболее эффективной.

DOI: 10.15372/PHE20180406
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ

Г.Н. Глиос
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 40
gglios@mail.ru
Ключевые слова: социальное здоровье вузовской молодежи, социально-правовое мировоззрение, правовая культура, правосознание студентов, social health of university youth, social and legal outlook, legal culture, students' legal consciousness
Страницы: 69-80
Подраздел: ПРАВОСОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Рассмотрены социально-философские и философско-правовые аспекты становления современной концепции российского общества. Показана взаимосвязь мировоззрения, правовой культуры и правового сознания вузовской молодежи с формированием ее социального здоровья, творческим применением профессиональных знаний в дальнейшей трудовой деятельности. Методология и методика исследования. Различными областями современного гуманитарного и естественнонаучного знания разработана значительная эмпирическая база, которая используется не только отдельными науками (социологией, политологией, правоведением, конфликтологией и др.), но и общими социальными теориями в философском и философско-правовом аспектах научного знания, являющимися основой для формирования. В нашей статье мы обратимся к проблеме правосознания и правовой культуры в аспекте укрепления социального здоровья студенческой молодежи. Результаты исследования. Время показывает, что превалирующая в совеетский период марксистская социальная концепция в современных условиях не дает ответов на ряд назревших вопросов философии права и социального мировоззрения. В материалистической теории переходного периода в рамках формационного подхода, носящего регрессивный характер (переход от социализма к капитализму), социально-философский анализ практически отсутствует, поскольку возможность подобного перехода не предусматривалась авторами исторического материализма. В связи с этим имеется простор для творческого развития социально-философской теории переходного периода в этом аспекте, несомненно, обладающий эвристичностью и практической значимостью. Заключение. При разрешении проблем современного образования необходимо использовать колоссальный потенциал, накопленный на протяжении длительного периода развития отечественной философской, правовой и педагогической науки и позитивный зарубежный теоретический опыт идостижения практики. Только при условии оптимального сочетания вышеперечисленных условий возможно реформирование современного российского образования, направленного на достижение нового качественного состояния социального развития. Только благодаря образованию общество способно либо к деградации, либо к решительному прорыву на новый, вышестоящий уровень. В этих условиях именно интеллигенции и научно-педагогическому сообществу, обладающим гражданской позицией, принадлежит решающая роль в том, как реализуется образовательная реформа, а также ответственность, которую должно разделять научно-педагогическое сообщество за ее результаты.

DOI: 10.15372/PHE20180407
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОНГОЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (часть 1)

Д.В. Ушаков
Институт философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8
ushakovdmitrii@mail.ru
Ключевые слова: Монголия, Россия, начальное, общее, профессиональное образование, образовательное сотрудничество, западные стандарты, Mongolia, Russia, primary, general, vocational education, educational cooperation, Western standards
Страницы: 81-93
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Аннотация >>
Введение. На протяжении тридцати последних лет вынуждена претерпевать кардинальные изменения система образования не только России, но и других стран. В Монголии многие нововведения в сфере образования были призваны улучшить его качество и повысить квалификацию выпускаемых специалистов, однако, как и в России, приводили порой к обратным последствиям. В статье проводится анализ основных тенденций развития системы монгольского образования с целью поиска наиболее приемлемых способов сотрудничества России и Монголии. Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является системно-генетический подход, позволяющий рассматривать систему образования как многоуровневое, внутренне структурированное целостное явление, развивающееся как во внутренних взаимосвязях, так и в связи с внешней средой. В качестве методики исследования использовались анализ статистических данных и документов, наблюдение, аналитический метод, принцип единства логического и исторического. Результаты исследования. Как российская, так и монгольская системы образования претерпевают отчасти схожие трансформации, обусловленные действием неолиберальных идей, построения системы англосаксонского типа, давления со стороны внешнеполитических организаций и необходимости соответствия новым технологическим укладам. Среди проблем отмечены усиление коммерциализации, когда образование превращается в сферу услуг с последующим выхолащиванием национально значимых целей и приоритетов; усложнение бюрократизации, сокращение возможностей получения качественного образования, доступного основной массе населения; снижение общего финансирования и престижа преподавательского труда. Заключение. Развитие взаимовыгодного экономического, культурного и политического сотрудничества возможно лишь при неформальном сотрудничестве в области образования и подготовки востребуемых кадров как в Монголии, так и в России.

DOI: 10.15372/PHE20180408
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ

И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: аксиология образования, противоречия, парадоксы, философско-социо-антропологический подход, axiology of education, contradictions, paradoxes, philosophical and socio-anthropological approach
Страницы: 103-113
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Центральная концепция философской аксиологии - это ответ на вопрос «Ради чего?». Отвечая на этот вопрос, аксиология образования стремится понять самое себя в своем пространстве. Подобные ценностные положения приводят к необходимости с аксиологических позиций анализировать закономерности развития или изменения материальных и идеальных объектов и субъектов российского образовательного пространства, которое в современных условиях лишено единой внутренней согласованной линии, что обусловлено случайными процессами противоречивого и парадоксального типов. Методология и методика исследования. Анализ противоречий современного образования и социокультурных реалий осуществляется в логике философско-социо-антропологического подхода, предполагающего осмысление личности как самоценности и социальной реальности как сферы бытия в своем взаимодействии со сферой образования в глобальном и локальном масштабах. Основная методология исследования базируется на диалектическом принципе взаимопереходов противоречивых тенденций в системе образования и парадоксов в социокультурном подходе к пониманию личности и действительности. Результаты исследования. Противоречивость образовательных и общекультурных реалий рассматривается сквозь призму необходимости выработки системных ценностей, поскольку система всегда побеждает проявления персонализма, и сама идеология общества может вырасти из системы ценностей образования. Исходя из этого положения, мы рассматриваем противоречивые отношения между общественным и государственным заказом на образование в становлении и развитии личности, в дилемме: образованный человек и эффективная экономика или взаимоотношение между образованием и бизнесом. Противоречия - в личностном и общественном самосознании, в профессиональных и социальных ролях преподавателей, в несоответствии содержания образования современному уровню развития знаний и особенностям социальной жизни, а также в идее создания мирового образовательного пространства. Заключение. Аксиологический подход - один из ключевых методологических подходов в философии образования, способных выявить остроту противоречий и степень парадоксальности ситуации в образовании и социокультурном пространстве. Наиболее оптимальным в понимании образовательных и общекультурных ценностей оказывается их определение как отношения к осмыслению, оцениванию через общезначимые ценности окружающего мира сообществ, педагогического коллектива, руководителей, общественных групп. Именно такое видение кажется нам наиболее приемлемым для философии образования, поскольку оно открывает возможности для выработки новых образовательных технологий, способных задать импульс для активизации новых социо-антропологических ценностных ориентаций.

DOI: 10.15372/PHE20180410
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
ИНСТИТУТ АСПИРАНТУРЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (часть 1)

А.М. Аблажей
Институт философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8
ablazhey@academ.org
Ключевые слова: аспирант, научный руководитель, вузы, академические институты, реформа, задачи аспирантуры, В«проточная аспирантураВ», диссертация, защита диссертации, post-graduate student, supervisor, universities, academic institutions, reform, tasks of postgraduate schools, В«flowing postgraduate studiesВ», dissertation, dissertation defense
Страницы: 114-126
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. В статье сделана попытка осветить ситуацию в сфере подготовки кадров для науки и высшего образования, которая сложилась к началу 2000-х гг., накануне разработки и начала реализации масштабных реформ в сфере интеллектуального производства. Методология и методика исследования основывались на представлении об аспирантуре как важнейшем элементе системы науки, призванном, с одной стороны, обучить будущего ученого основам научной профессии, с другой - передать ему основные ценности и правила поведения людей науки. Кроме того, особое внимание уделялось описанию внешнего социального контекста, который во многом определял трансформацию института аспирантуры как важнейшего звена системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в первое постсоветское десятилетие. В основе полученных выводов лежали результаты двух исследований: серии фокусированных интервью с научными руководителями аспирантов (2004 г.) и массового опроса самих аспирантов (2005 г.). Результаты исследования cводятся к следующему: 1) значительно изменились цели обучения, когда наряду с желанием посвятить жизнь науке существует стремление избежать призыва в армию, защитить «на всякий случай» диссертацию (может «пригодиться в дальнейшей жизни»), использовать аспирантуру в качестве канала «утечки за рубеж», обеспечить на определенный срок какие-то минимальные материальные и жизненные условия, «оглядеться», подыскать себе приемлемую работу, в том числе вне науки и т. д.; 2) научное сообщество Новосибирского научного центра продолжало поддерживать высокую планку научных требований к молодому пополнению науки, прежде всего, к защищаемым диссертациям; 3) существенная часть экспертов признавала систему «проточной аспирантуры» вполне разумной и продуктивной мерой в специфических условиях, которые сложились в российской науке, в частности в Новосибирском научном центре, в начале 2000-х гг.; 4) основными причинами слабой закрепляемости молодых исследователей в науке были низкая заработная плата и жилищные проблемы, серьезной и самостоятельной проблемой была эмиграция молодых ученых за рубеж; 5) выявлены и описаны основные типы аспирантов - «традиционный ученый», «ученый новой формации», «бизнесмен от науки». Заключение. Сделан вывод, что состояние аспирантуры как важнейшего института подготовки научных кадров не вызывало критического беспокойства. В то же время обращалось внимание на недостаточную «разрешающую способностью» аспирантуры («выполняет свою задачу лишь отчасти»); слабость ориентации на науку части аспирантов; отсталость материально-технической базы исследований; низкий жизненный уровень аспирантов, задержка защиты диссертаций. Особое беспокойство вызывала проблема закрепления молодых ученых в науке.

DOI: 10.15372/PHE20180411
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


11.
ГЕЙМИФИКАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ В«ФИЛОСОФСКАЯ ОХОТА»

М.С. Бухтояров, М.В. Козлова
Сибирский федеральный университет, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
mikebukhtoyarov@gmail.com
Ключевые слова: геймификация, смешанное обучение, социальный конструктивизм, философия, педагогический дизайн, сообщество исследователей, методика преподавания, gamification, mixed learning, social constructivism, philosophy, instructional design, community of inquiry, instructional method
Страницы: 127-136
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Геймификация обучения - актуальное направление в современном педагогическом дизайне, получившее распространение на всех уровнях образования. В статье представлено обобщение опыта геймификации одного из разделов дисциплины «Философия», полученного в ходе методического эксперимента, проводившегося на базе Сибирского федерального университета в весеннем семестре 2016-2017 учебного года в 18 учебных группах. Применяемая методика рассчитана на смешанный формат обучения, подразумевающий совмещение контактных форм занятий и электронного обучения. Цель эксперимента - использование геймификации для повышения уровня мотивации студентов к изучению дисциплины. Методология и методика исследования. Разработанный комплекс заданий в рамках «Философской охоты» стал дополнением и усилил традиционные подходы в преподавании истории философии, основанные на биографическом, типологическом и компаративистском методах. Достичь этого удалось благодаря использованию элементов геймификации как на практических занятиях, так и в самостоятельной работе студентов. Также значительную роль сыграл смешанный формат обучения: дистанционная организация самостоятельной работы и отслеживание ее результатов; конструирование заданий, нацеленное на активное межгрупповое взаимодействие сотен студентов из нескольких потоков, которые в традиционных форматах обучения между собой не взаимодействуют; использование взаимного оценивания, комментирования, рецензирования творческих работ, массовые дискуссии (форумы) по темам модуля «История философии». Результаты исследования. Реализация эксперимента «Философская охота», которая была разработана в соответствии с педагогической моделью «сообщества исследователей», позволила повысить мотивацию студентов технических направлений за счет введения элементов игровой механики, групповых форм работы и создания обучающей среды с высокой плотностью коммуникации. Вместе с тем задания, в ходе выполнения которых студенты взаимодействовали друг с другом по тематике дисциплины в строго ограниченных рамках и специально организованных условиях, содействовали формированию у студентов культуры использования информационных технологий в качестве средств саморазвития, самостоятельного обучения и коммуникации. Заключение. Выявлены основные недостатки геймификации: растущая трудоемкость преподавания дисциплины; значительные временные затраты при подготовке материалов и обработке результатов; нехватка исследований и сформулированных методических рекомендаций для создания геймифицированных заданий по философии с надежными средствами обработки и оценки результатов. Гуманитарные науки и, в частности, философия обладают высоким потенциалом для геймификации, однако совмещение присущих им традиций с педагогическими инновациями требует гармонизации игровых элементов и тщательной проработки игровой механики.

DOI: 10.15372/PHE20180412
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


12.
В«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» КАК ОСОБАЯ АНТРОПОСОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П.Г. Воронцов
Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40
sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: физическая культура и спорт, антропосоциальная сфера, образование, педагогика физической культуры и спорта, здоровый образ жизни, physical culture and sport, anthropo-social sphere, education, pedagogics of physical culture and sport, healthy way of life
Страницы: 137-149
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Современная педагогика представляет собой развивающееся знание, в котором традиционные отрасли (социально-гуманитарная, естественнонаучная и др.) связаны с антропологией, мировоззрением и другими сферами общественного бытия. По мере развития общества и новых областей педагогического знания особую специфику приобретает и образовательный процесс в рамках физической культуры и спорта. Методология и методика исследования. Исследование носит теоретико-философский характер. Применяется философско-педагогическая методология: диалектический и системный подходы, научные методы анализа, сравнения, экстраполяции, интеграции. Результаты исследования. Обосновывается мысль о том, что в современном обществе сформировались особые антропосоциальные отношения в сфере физической культуры и спорта (ФКиС), связанные с социальной системой физического воспитания и укрепления физического здоровья людей в обществе, где осуществляются формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), развитие множества видов спорта, распространение зрелищных мероприятий массового спорта и спорта высоких достижений. Все это в совокупности может свидетельствовать о том, что в современном социуме складывается особая антропосоциальная сфера оздоравливающей физкультурно-спортивной деятельности (ФКС-ЗОЖ). Но если самоорганизуется такая антропосоциальная сфера, то ей должна соответствовать и особая система подготовки людей в этой сфере. Соответственно, в образовании, в области педагогической и психолого-педагогической подготовки формируется особая отрасль - педагогика физической культуры и спорта (ФКиС), шире - педагогика физической культуры, спорта и здорового образа жизни (ФКС-ЗОЖ), которая концептуально обеспечивается соответствующей научной отраслью. Заключение. В XXI в. можно вести речь о формировании сферы физической культуры, спорта, а также здорового образа жизни, в соответствии с чем актуализируется особая отрасль педагогического знания - физкультурно-спортивная и здорового образа жизни.

DOI: 10.15372/PHE20180413
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


13.
НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКИ В СВЕТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА

Н.М. Гарипова
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 298635, Россия, РК, г. Ялта, ул. Халтурина, д. 14
natamigo@rfmbler.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, конвергенционные процессы в образовании, взаимопроникновение научной и художественной форм познания мира в учебном процессе, В«компетентностныйВ» и В«личностно-смысловойВ» подходы к образованию, полифункциональность музыки в образовательном процессе, humanization of education, convergence processes in education, the interpenetration of scientific and artistic forms of knowledge of the world, В«competence-basedВ» and “personal-meaning” approaches to education, polyfunctionality of music in the educational process
Страницы: 150-164
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Цель статьи - эксплицировать невостребованный потенциал музыки в современном образовательном процессе, вскрыв механизмы ее воздействия на человека, понимание которых позволит эффективно выстраивать обучение, ориентируясь на ценный для человечества опыт, осваиваемый как личностный смысл благодаря искусству звуков. Способность музыки позитивно влиять на духовно-нравственную сферу личности традиционно находится в фокусе внимания многих педагогов-музыкантов, она отмечается также музыковедами и музыкантами-философами. Однако большинство авторов лишь констатирует эту способность без объяснения ее механизмов, нередко сосредоточившись при этом на одном из ее аспектов. Это не позволяет определить место музыки в образовательном процессе и в полной мере использовать ее потенциал для совершенствования человека. Методология и методика исследования. Решение проблемы совершенствования человека и современного образования видится в опоре на концепцию нравственной философии М. М. Бахтина, на теорию личностного смысла Д. А. Леонтьева, а также на единую теорию психических процессов Л. М. Веккера. Выбор методов статьи был детерминирован обращением к таким понятиям и явлениям, как формы освоения действительности, личностный смысл, что потребовало осуществления контент-анализа литературы, а также использования диалектического и гипотетического методов познания. Результаты исследования. В статье указывается, что компетентностный подход к образованию на современном этапе развития общества малоэффективен в цивилизационном плане; доказывается, что музыка - нечто большее, чем учебная дисциплина; раскрываются механизмы ее «сверхдидактических» функций. Предлагаемое автором использование музыки позволяет говорить о конвергенционных процессах в образовании, которые могут осуществляться не только на основе взаимопроникновения знаний различных дисциплин, но и на основе взаимопроникновения различных форм познания мира - научного и художественного («знаниевого» и личностно-смыслового). Заключение. Экспонированные в статье функции музыки и пути применения музыкального материала в образовательном процессе - пока ее неиспользованный потенциал, реализация которого будет способствовать культивированию человеческого в человеке.

DOI: 10.15372/PHE20180414
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


14.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АКТИВИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

О.П. Савельева
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38
savelop@mail.ru
Ключевые слова: художественное образование, художественно-творческая деятельность, педагогические условия, художественный интерес, мотивация, восприятие цвета, культура цвета, art education, artistic and creative activities, pedagogical conditions, artistic interest, motivation, color perception, color culture
Страницы: 165-174
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. В статье анализируется современное состояние развития художественно-творческой деятельности обучающихся в контексте изменения образовательной парадигмы. Автор рассматривает специфику художественного образования детей. Выделяет факторы, влияющие на изменение подходов к активизации художественно-творческой деятельности. Методология и методика исследования. Анализ работ Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Г. А. Горбуновой, С. Е. Игнатьева позволяет вычленить компоненты художественно-творческой деятельности и определить факторы, влияющие на ее активизацию. Экспериментальная апробация занятий с обучающимися доказывает эффективность выбранных методов и приемов работы с детьми. Методике исследования было наблюдение за деятельностью детей, анализ и интерпретация продукта художественно-творческой деятельности (рисунков, живописных работ, творческих прикладных работ, аппликаций). Результаты исследования. В качестве основополагающих подходов в активизации художественно-творческой деятельности детей и подростков выделены формирование художественного интереса и использование прогрессивных приемов обучения (использование художественно-эстетического опыта и анализ цветового строя живописи, формирование «культуры цвета»). аключение. Исследование не претендует на завершенность и может быть продолжено с точки зрения привлечения к процессу активизации художественно-творческой деятельности потенциала других видов искусств.

DOI: 10.15372/PHE20180315
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


15.
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ КУРСАНТОВ К САМОУПРАВЛЕНИЮ

А.Г. Лагутин, Г.В. Руфф, Т.В. Сидорина
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии России, 630114, Новосибирск, Ключ-Камышенское Плато, 6/2
lggandrey@gmail.com
Ключевые слова: самоуправление, управление, методическое мастерство, педагогическая деятельность, преподаватели и курсанты Росгвардии, self-management, management, methodical skill, pedagogical activity, teachers and cadets of Federal National Guard Troops Service
Страницы: 175-181
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Разработка эффективных методов и приемов обучения огневой подготовке диктуется требованием к уровню владения курсантами табельным оружием, поскольку от того, как будут освоены ими двигательные алгоритмы в процессе огневой подготовки в тире и на стрельбище, будет зависеть длительность службы будущих офицеров и качество выполнения ими служебных задач, поэтому цель статьи - поиск точек соприкосновения, возникающих в ходе управления процессом обучения и самоуправления на занятиях. Методическое мастерство преподавателей военного вуза напрямую зависит от способности к самоуправлению и обучения этому курсантов, что приводит к улучшению их военно-профессиональных качеств. Методология и методика исследования. Основу проведенного исследования с учетом военной специфики составили психолого-педагогические идеи развития личности. Рассмотрен системный подход к процессу обучения курсантов в учебном заведении. Личностно-деятельностный подход дал возможность проанализировать компоненты личности курсанта как объекта образовательной деятельности. Результаты исследования. Результаты исследования показали, что рефлексия курсантами своих достижений в практике военного вуза не рассматриваются как одна из основных задач образовательной деятельности, что приводит к определенной потере эффективности образовательного процесса. Составлены рекомендации для преподавателей и для курсантов по управлению своими действиями в процессе обучения в военном вузе. Заключение. Авторами делается вывод, что процесс управления курсантами своими действиями является важной составляющей деятельности педагога и способствует повышению методического мастерства преподавателей.

DOI: 10.15372/PHE20180416
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


16.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

О.П. Карнаухов
Барнаульский юридический институт МВД России, 656038, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 49
karnauhov.Oleg@bk.ru
Ключевые слова: административное право, теория государства и права, отрасль права, охрана правопорядка, профессиональная подготовка лиц впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, administrative law, theory of state and law, branch of law, protection of law and order, professional training of persons for the first time employed in the Internal Affairs bodies
Страницы: 182-193
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. В профессиональном обучении в системе МВД России ряд актуальных вопросов связан с административно-правовыми, педагогическими и социально-философскими аспектами оптимизации профессиональной подготовки лиц по образовательным программам «Полицейский» для сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного выполнения ими служебных обязанностей. Методология и методика исследования. Использована философско-образовательная методология: диалектический и системный подходы. Для анализа качества профессиональной подготовки применены теоретико-педагогические методы анализа учебных программ и методики профессионального обучения для сравнения содержания социально-гуманитарной и профессиональной подготовки в системе правового образования и выявления наиболее эффективных способов повышения подготовки кадров в системе МВД России. Результаты исследования. В статье исследован следующий круг вопросов. Во-первых, раскрыта значимость теоретического правового блока профессиональном обучении сотрудников полиции, где необходимы умения и навыки проведения разъяснительной работы с населением, реализация мер по профилактике правонарушений, а также при необходимости эффективного применения мер административного принуждения. Во-вторых, выявлены актуальные аспекты практической подготовки слушателей с учетом обязательной взаимосвязи и преемственности разных уровней и видов подготовки кадров. В-третьих, определены разные виды взаимодействий между сотрудниками ОВД и гражданами на местах службы полицейских (согласованное, несогласованное, конфликтное взаимодействие, а также конфликтно-хаотичные отношения при недостаточной подготовленности сотрудников ОВД). Особенности межсубъектных отношений должны найти отражение в учебном процессе. В-четвертых, сформулированы предложения по оптимизации подготовки кадров сотрудников ОВД России для лиц, впервые принятых на службу. Заключение. Для повышения качества правового образования в рамках профессиональной подготовки требуется разработка адекватных компетенций форм обучения с учетом обновления законодательства, социальной среды и деятельности сотрудников ОВД в сложных изменяющихся ситуациях взаимодействия граждан и сотрудников ОВД.

DOI: 10.15372/PHE20180417
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


17.
У НАС В ГОСТЯХ ЖУРНАЛ В«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Н.В. Наливайко
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 194-207
Подраздел: Информация

Аннотация >>
В этом номере представлены резюме материалов, опубликованных в научном журнале «Профессиональное образование в современном мире» (ISSN 2224-1841).
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


18.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЕЙ ДЛЯ АВТОРОВ И ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ЭТИКЕ ПУБЛИКАЦИЙ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ

Н.В. Наливайко
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 208-211
Подраздел: Информация

Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину