ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Л.С. Малик, Л.А. Мелкая
Северный федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 163002, г. Архангельск, ул. Смольный Буян, д. 7 l.malik@narfu.ru
Ключевые слова: профессионализм, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, идеология социальной работы, профессионализация социальной работы, философия профессионализма, критерии профессионализма, professionalism, professional standard, educational standard, ideology of social work, professionalization of social work, philosophy of professionalism, criteria of professionalism
Страницы: 23-33 Подраздел: ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Цели статьи - проанализировать подходы, определить понятие «философия профессионализма» и критерии профессионализма в социальной работе. Проблемная ситуация обозначена процессами стандартизации и возрастающим риском депрофессионализации социальной работы, что требует комплексного теоретического осмысления. Методология и методика исследования. Методологию исследования составила системно-синергетическая педагогическая теория, позволяющая раcсмотреть аспекты профессионализации социальной работы как особые бифуркационные процессы, после которых становятся вероятными качественные изменения. Методика исследования построена с учетом двух альтернативных направлений развития профессии «Социальная работа»: технократического, где профессия представлена инструментом помощи и поддержки нуждающихся, и потенциального, предполагающего активизацию ресурсов и социально-личностное развитие клиентов. Результаты исследования. В ходе исследования выявлены две противоположные концептуальные позиции на рассмотрение категории профессионализма в социальной работе. В первом случае профессионализм определяется как характеристика действующего профессионала-практика, отражающая требования к представителю профессии. Во втором случае профессионализм рассматривается в качестве современной парадигмы социальной работы, где система профессиональной подготовки - один из его атрибутов. Приведение двух отмеченных позиций к определенному консенсусу служит условием дальнейшего развития профессии и повышения профессионализма специалистов. Заключение. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволило систематизировать подходы к категории профессионализма. Практическая значимость исследования заключается в выделении критериев профессионализма, которые могут быть использованы при составлении интегративной характеристики профессионала и проектировании образовательных программ для специальности «Социальная работа». Перспективы исследования обозначены дальнейшим конструированием философии профессионализма с целью комплексного преодоления риска депрофессионализации социальной работы.
DOI: 10.15372/PHE20180403 |