ОПТИМАЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Р.А. Гуща1, Л.Н. Бережнова2
1Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2 gusha.roman@mail.ru 2Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1 simabln@mail.ru
Ключевые слова: оптимальность, комфортность, рациональность, эффективность, результативность, optimality, comfort, rationality, efficiency, effectiveness
Страницы: 34-43 Подраздел: ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Актуальной задачей отечественной педагогической науки и практики на современном этапе является поиск критериев обучения в современных условиях. Аналитическое знакомство с теорией оптимизации позволяет отметить ее нацеленность на учет реальной действительности, функционирования всего образовательного процесса, то есть на возможные объективные перемены образования. Это побуждает исследователей искать пути дальнейшего совершенствования процесса обучения с учетом современной действительности. Цель статьи - показать, что оптимальность можно считать основой организации школьного обучения. Методология и методика исследования основана на принципах теоретической педагогики с использованием дидактических отношений участников образовательного процесса, основанных на раскрытии понятия «оптимальность» как развивающего критерия при реализации воспитательных задач. С точки зрения социально-психологического анализа обсуждается понятие «образовательный процесс». Результаты исследования. В статье представлена характеристика критериев оптимальности: комфортность, рациональность, эффективность, результативность. Одним из наиболее значимых показателей оптимальности является комфортность в обучении - создание условий для ощущения внутреннего равновесия, защищенности, уверенности в своих возможностях, самоуважении и др. При этом ощущение комфортности педагога соотносится с его духовной раскрепощенностью. Такая личность вызывает интерес окружающих, формирует позитивный опыт взаимоотношений в учебном процессе. Заключение. Авторами делается вывод, что оптимальное построение учебного процесса с позиции предложенных критериев может оказаться полезным в решении проблемы внедрения новых информационных технологий.
DOI: 10.15372/PHE20180404 |