ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ, ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА
Н.Н. Краснова
Горно-Алтайский государственный университет, 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, д. 1
Ключевые слова: правовое образование, права человека, социокультурная эволюция, обязанности личности, культура права, правообязанное поведение человека в обществе, legal education, human rights, sociocultural evolution, culture of the rights and duties of the individual, the problem of rights and law-bound human behavior in society
Страницы: 44-55 Подраздел: ПРАВОСОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. В современном школьном и вузовском образовании представлены учебная дисциплина «Основы права», главным содержанием которой являются вопросы обучения и воспитания подростков и молодежи с позиций знания и защиты их прав, интересов и свобод в гражданском обществе. Однако в этой дисциплине обязанности молодых людей перед обществом и другими людьми представлены скромно. В теории и на практике актуализируются вопросы о соотношении прав и обязанностей человека в системе «общество - государство - личность». Методология и методика исследования. В исследовании применяются диалектическая методология, системный подход, а также методы сравнительно-правовой, анализа, синтеза, индукции, дедукции, экстраполяции. Результаты исследования. Автором выявлены основные этапы социокультурной эволюции права: 1) право общества (где человек пока лишь объект отношений); 2) человек в праве (как субъект отношений); 3) права человека как отрасль права. Третий этап юридически закрепляет права человека. Исследована системная диалектика элементов и системы (в аспекте человека и социосистемы). Выделены основные типы отношений применительно к человеку и обществу: приоритет прав и минимизация обязанностей; мера прав и обязанностей субъекта; максимизация обязанностей при минимуме прав. Сделан вывод, что первый и третий типы отношений неоптимальные. Основа социального баланса - второй тип, связанный с культурой прав и обязанностей человека в обществе. Заключение. В дисциплине «Основы права» необходимо опираться на культуру прав и обязанностей субъекта; в правовом воспитании и образовании - решать проблему прав и правообязанного поведения человека в обществе.
DOI: 10.15372/PHE20180405 |