ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВЫДАЮЩИХСЯ ДОСТИЖЕНИЙ: ОСНОВАНИЯ, ПРЕЦЕДЕНТЫ, МОДЕЛИ
М.С. Аверков1, С.В. Монахов2, А.А. Попов2
1Краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми, 660079, г. Красноярск, ул. Матросова, д. 19 mgolota@yandex.ru 2Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 125319, г. Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1
Ключевые слова: образовательная политика, образовательная система, модель образования одаренных детей, educational policy, educational system, educational model for gifted children
Страницы: 56-68 Подраздел: ПРАВОСОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Цель работы - отслеживание происхождения и эволюции социально-государственной потребности в специальной организации выявления взрослеющих людей с выдающимися способностями и качествами. Содержание проблемной ситуации заключается в наличии исторического разрыва между целостными научными концептами феномена выдающихся достижений и фрагментарными, стихийно складывающимися подходами к реализации образовательной политики выдающихся достижений. Однако можно проследить влияние научных концептов феномена выдающихся достижений на построение социальной политики в отношении талантливых и одаренных детей. Наиболее яркими авторами таких концептов могут выступать Ф. Гальтон (наследственная природа таланта), Л. Термен (IQ как ключевой показатель одаренности), Ф. Ганье и А. Танненбаум (факторы средовых катализаторов одаренности), Р. Флорида и Ч. Лэндри (условия продуктивности креативных людей). Методология и методика исследования основана на сопоставительном и системно-генетическом анализе конкретных нормативно-правовых материалов и крупных государственных и государственно-общественных проектов в различных странах мира, в том числе в странах, проводящих комплексную политику модернизации. Результаты исследования. Статья содержит анализ образовательно-управленческих систем, обеспечивающих выявление и максимальное образовательное и социальное продвижение одаренных детей с точки зрения основ их формирования, основных механизмов функционирования, возможностей и ограничений; с точки зрения обеспечения успешной образовательной политики. В статье вводится и обосновывается представление о том, что образовательная политика выдающихся достижений с момента зарождения в эпоху «просвещенного абсолютизма» связана с разработкой и реализацией проектов комплексной модернизации общества. Заключение. В результате анализа прецедентов образовательной политики выдающихся достижений в различных странах на протяжении XX в. оформляются базовые модели реализации такой политики и описываются исходные социальные условия, при которых та или другая модель может оказаться наиболее эффективной.
DOI: 10.15372/PHE20180406 |