СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОНГОЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (часть 1)
Д.В. Ушаков
Институт философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8 ushakovdmitrii@mail.ru
Ключевые слова: Монголия, Россия, начальное, общее, профессиональное образование, образовательное сотрудничество, западные стандарты, Mongolia, Russia, primary, general, vocational education, educational cooperation, Western standards
Страницы: 81-93 Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Аннотация
Введение. На протяжении тридцати последних лет вынуждена претерпевать кардинальные изменения система образования не только России, но и других стран. В Монголии многие нововведения в сфере образования были призваны улучшить его качество и повысить квалификацию выпускаемых специалистов, однако, как и в России, приводили порой к обратным последствиям. В статье проводится анализ основных тенденций развития системы монгольского образования с целью поиска наиболее приемлемых способов сотрудничества России и Монголии. Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является системно-генетический подход, позволяющий рассматривать систему образования как многоуровневое, внутренне структурированное целостное явление, развивающееся как во внутренних взаимосвязях, так и в связи с внешней средой. В качестве методики исследования использовались анализ статистических данных и документов, наблюдение, аналитический метод, принцип единства логического и исторического. Результаты исследования. Как российская, так и монгольская системы образования претерпевают отчасти схожие трансформации, обусловленные действием неолиберальных идей, построения системы англосаксонского типа, давления со стороны внешнеполитических организаций и необходимости соответствия новым технологическим укладам. Среди проблем отмечены усиление коммерциализации, когда образование превращается в сферу услуг с последующим выхолащиванием национально значимых целей и приоритетов; усложнение бюрократизации, сокращение возможностей получения качественного образования, доступного основной массе населения; снижение общего финансирования и престижа преподавательского труда. Заключение. Развитие взаимовыгодного экономического, культурного и политического сотрудничества возможно лишь при неформальном сотрудничестве в области образования и подготовки востребуемых кадров как в Монголии, так и в России.
DOI: 10.15372/PHE20180408 |