В«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» КАК ОСОБАЯ АНТРОПОСОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
П.Г. Воронцов
Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, 656038, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40 sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: физическая культура и спорт, антропосоциальная сфера, образование, педагогика физической культуры и спорта, здоровый образ жизни, physical culture and sport, anthropo-social sphere, education, pedagogics of physical culture and sport, healthy way of life
Страницы: 137-149 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. Современная педагогика представляет собой развивающееся знание, в котором традиционные отрасли (социально-гуманитарная, естественнонаучная и др.) связаны с антропологией, мировоззрением и другими сферами общественного бытия. По мере развития общества и новых областей педагогического знания особую специфику приобретает и образовательный процесс в рамках физической культуры и спорта. Методология и методика исследования. Исследование носит теоретико-философский характер. Применяется философско-педагогическая методология: диалектический и системный подходы, научные методы анализа, сравнения, экстраполяции, интеграции. Результаты исследования. Обосновывается мысль о том, что в современном обществе сформировались особые антропосоциальные отношения в сфере физической культуры и спорта (ФКиС), связанные с социальной системой физического воспитания и укрепления физического здоровья людей в обществе, где осуществляются формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), развитие множества видов спорта, распространение зрелищных мероприятий массового спорта и спорта высоких достижений. Все это в совокупности может свидетельствовать о том, что в современном социуме складывается особая антропосоциальная сфера оздоравливающей физкультурно-спортивной деятельности (ФКС-ЗОЖ). Но если самоорганизуется такая антропосоциальная сфера, то ей должна соответствовать и особая система подготовки людей в этой сфере. Соответственно, в образовании, в области педагогической и психолого-педагогической подготовки формируется особая отрасль - педагогика физической культуры и спорта (ФКиС), шире - педагогика физической культуры, спорта и здорового образа жизни (ФКС-ЗОЖ), которая концептуально обеспечивается соответствующей научной отраслью. Заключение. В XXI в. можно вести речь о формировании сферы физической культуры, спорта, а также здорового образа жизни, в соответствии с чем актуализируется особая отрасль педагогического знания - физкультурно-спортивная и здорового образа жизни.
DOI: 10.15372/PHE20180413 |