ЦЕННОСТНЫЕ ИСТОКИ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ
Н.С. Новиков
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 191 nikolai.novikov.87@mail.ru
Ключевые слова: античная система воспитания, В«мусическое воспитаниеВ», ценности, воинская культура, ancient system of upbringing, В«musical upbringingВ», values, military culture
Страницы: 58-70 Подраздел: АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Аннотация
Введение. Во все времена гарантом безопасности государства и граждан была его армия, а залогом сильной армии являлось то, какие люди ее составляли, каким образом они попадали в нее, как их воспитывали. Поэтому цель нашей статьи - поиск точек соприкосновения ценностных основ античности и современности в воспитании сознательного, морально стойкого, способного к самоуправлению военнослужащего российской армии. Методология и методика исследования. При подготовке материалов статьи применялась методология аксиологического анализа текстов античных философов, трактующих понятие «мусическое искусство» воспитания как гармонию нравственного и физического совершенства воина. Анализ формирования ценностных основ подготовки современного специалиста в области военного искусства усложняется ситуацией серьезных глобальных, информационных и социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной системы ценностей. Современные философско-педагогические подходы воспитания воина, опираясь на заявленные в древних традициях ценностные ориентиры, проверенные временем, в состоянии прямо и непосредственно творить новую личность, одновременно адаптируясь к возникающим в обществе изменениям и формируя сознание будущих представителей военного дела. Результаты исследования. В статье обсуждается специфика освоения системы ценностей в античной культуре, обусловленная, прежде всего, наличием у воина особых телесных и духовных качеств. Античная система воспитания воинов включала ценностные идеалы своего времени: веру в богов, почитание заслуг предков, физическую силу и выносливость, достойное служение Отечеству, пренебрежение материальными благами, заботливое отношение к своим соотечественникам. Платон особо отмечал исключительную роль педагогов-воспитателей, их личный пример и способы убеждения. В наше время воспитанию офицерского корпуса также уделяется значительное внимание, позволяющее уверенно выполнять поставленные задачи. Главная особенность воспитания современного военнослужащего заключается в том, что обращение к морали, личный пример, воспитание в коллективе, пояснение и закрепление ценностей в практической деятельности проявляют себя в процессе смысложизненного самоопределения. От методического и методологического мастерства преподавателей военной школы зависит способность самоуправления и рефлексивное отношение будущих военнослужащих к постоянно меняющимся военным процессам. Заключение. Нами выявлены некоторые установки, необходимые для становления ценностного самосознания будущего военнослужащего, а именно: гуманизм, рефлективность, достоинство, патриотичность, непротиворечивая гражданская позиция, военный профессионализм, самоуправление. Установлена связь современных аксиологических подходов в воспитании военнослужащих, их связь с античными традициями воспитания стражей, что возможно актуализировать и применять в системе формирования ценностей воинской культуры.
DOI: 10.15372/PHE20190105 |