КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Н.Н. Власюк
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nnvlasuk@ngs.ru
Ключевые слова: воспитание, образование, устойчивое развитие, философия образования, гражданин, education, upbringing, sustainable development, philosophy of education, citizen
Страницы: 69-80
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются концептуальные идеи устойчивого развития, которые, по мнению автора, важны для современной системы воспитания. В осмыслении концепции устойчивого развития сфере воспитания отводится особая роль, поскольку именно воспитание формирует моральные принципы, отвечает за социальное целенаправленное создание условий для развития человека (его способностей и возможностей), для подготовки его к жизни в обществе. Методология и методика исследования. Сложные и многосторонние проблемы воспитания в современном обществе требуют междисциплинарного исследования, основанного на социально-философском подходе и методологии философии образования, с помощью которой определяются тенденции, влияющие на формирование концепции современного воспитания личности в контексте устойчивого развития общества. В качестве концептуальной идеи построения и жизнеустройства общества устойчивого развития рассматривается идея единства мира. Результаты исследования. Выявлены концептуальные идеи для устойчивого развития общества, которые следует учитывать при формировании концепции современного воспитания: прежде всего, идея единства мира - для осознания своей принадлежности к человечеству и его исторической судьбе; другим основанием для новой модели воспитания является идея многообразия культур, делающая акцент на формировании культуры межнационального общения. Заключение. Воспитание в условиях глобализации приобретает новые общественные функции. Сумеет ли Россия воспринять новые идеи и ценности устойчивого развития? В этом контексте автором обосновывается важность концептуальной идеи воспитания гражданина, действующего по принципу «мыслить глобально, действовать локально».
DOI: 10.15372/PHE20190205 |