ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
И.В. Юдин1, М.Р. Москаленко2
1Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», Москва, Россия ivanyudin@yandex.ru 2Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия max.rus.76@mail.ru
Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории обучения, подготовка ценностно-ориентированных специалистов, individual educational learning paths, training value-oriented specialists
Страницы: 127-137
Аннотация
Введение. В современных российских вузах по примеру зарубежных университетов в том или ином виде вводятся индивидуальные образовательные траектории обучения для улучшения подготовки выпускаемых специалистов. Каким образом это нововведение может способствовать решению такой актуальной задачи, как формирование высоких морально-нравственных качеств и профессиональной этики будущих специалистов, и воспитанию у них соответствующих ценностных ориентаций? Как показывает практика, несоблюдение норм профессиональной этики и низкая степень социальной ответственности - достаточно распространенная проблема в работе молодых специалистов. В связи с этим возникает вопрос влияния образовательной среды на воспитание морально-нравственных качеств будущих специалистов. В современных вузах по сравнению с советским периодом значительно изменилась сама духовная атмосфера: преобладает утилитаристский, коммерческий подход к образованию; усиливается бюрократизация и формализация; меняются ценностные ориентации обучающихся в сторону потребительского и гедонистического отношения к жизни. Каким образом в данных условиях индивидуализация обучения может улучшить ситуацию с воспитанием морально-нравственных качеств будущих специалистов, развить у них соответствующие ценностные ориентации? Статья направлена на изучение данного круга вопросов. Методология и методика исследования. Ведущими методами исследования обозначенной проблемы являются анализ и синтез философско-педагогических подходов к внедрению индивидуальных траекторий обучения и возникающих в связи с этим вопросов подготовки ценностно-ориентированных специалистов в российских вузах. Результаты исследования. Выявлены основные проблемные моменты, связанные с подготовкой ценностно-ориентированных специалистов при внедрении индивидуальных образовательных траекторий: слабое развитие способности к самообразованию у учащихся; сложности организационного плана; недостатки в организации воспитательно-педагогической работы со студентами; негативное влияние социальной макросреды на духовно-нравственную атмосферу вузов. Заключение. Для улучшения ситуации необходимы комплексная работа по улучшению духовно-нравственной атмосферы в российских вузах; пересмотр идейно-ценностных приоритетов при преподавании гуманитарных дисциплин; более широкое применение дифференцированного подхода к обучению.
DOI: 10.15372/PHE20190209 |