КИТАЙСКОЕ ЭМАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)
Л.П. Лазарева, И. Гань
Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия Larisa-mich@list.ru
Ключевые слова: международный образовательный процесс, исторический процесс развития эмальерного искусства, international educational process, historical process of development of enamel art
Страницы: 160-172
Аннотация
Введение. Исследование современных тенденций совершенствования международного образовательного пространства, способов и средств оптимизации поликультурного учебного процесса в вузах, обучающих в едином потоке студентов разных национальностей профессиям с многовековым историческим прошлым как в Китае, так и в России - проблема, имеющая политико-образовательное и социально-культурное значение для обеих стран. Цель статьи определяется, прежде всего, актуальностью проблемы, обнаружившей себя в условиях расширения пространства международного сотрудничества в области образования, в том числе между странами азиатского региона на Дальнем Востоке. Все крупные вузы российского Дальнего Востока94 ежегодно принимают иностранных студентов, большинство из которых приезжают из Китая для обучения различным специальностям: техническим, технологическим и гуманитарным. Обучение искусству художественной эмали - особый вид международного сотрудничества, потому что совмещает в себе множество материй этнического, ментального и педагогического характера, требующих знаний историко-культурного характера традиций образования и его состояния в Китае и России. Формирование в Китае социально-ориентированной рыночной экономики, ее стремительное развитие и усиленное влияние на все процессы делового взаимодействия в мире обусловили повышенный интерес к изучению феномена китайской культуры, в том числе одного из ее направлений - прикладного изобразительного искусства. Этим можно объяснить, что в последние годы значительно расширились контакты Китая с Россией в области образования за счет выбора новых профессиональных направлений. Все более очевидной и актуальной становится необходимость формулирования новых теоретических и практических подходов к изучению взаимодействия России и Китая, обладающих ярко выраженными историко-философскими особенностями. В связи с этим чрезвычайно важен поиск наиболее оптимальной модели, основанной на искусстве эмальерной живописи для российско-китайского взаимодействия и сотрудничества. Методология и методика исследования. Объектом нашего исследования является образовательный процесс международного формата в вузах российского Дальнего Востока. Предмет исследования - педагогические условия оптимизации процесса обучения декоративно-прикладному искусству китайских студентов в российском вузе с учетом классических традиций образования Китая (историко-философский аспект), российских ценностей эмальерного искусства. Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы общенаучные методы теоретического анализа исследований и публикаций по проблеме. Результаты исследования. История формирования российско-китайских культурных и образовательных связей, их развитие, этапы, тенденции и особенности взаимодействия - это актуальная теоретическая и прикладная проблема не только знаний общей культуры, востоковедения и международных отношений, но и систем образования обеих стран. В интересах достижения качества профессионализации китайских студентов, обучающихся декоративно-прикладному искусству в дальневосточном российском вузе, педагогам следует помнить о таком важном моменте, как этносоциокультурные особенности китайского менталитета, сложившегося в государстве с уникальной историей и философией. Заключение. Исследование, послужившее поводом для написания статьи, позволило определить, что в процессе овладения искусством человеческие наивысшие ценности утверждаются в сознании человека путем воплощения его деятельности в соделание прекрасного, вечно живого, одинаково ценного для разных культур и национальностей.
DOI: 10.15372/PHE20200111 |