РОЛЬ ИНСТИТУТА ЖАЛОБ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ
О. Бессонова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия beol@ngs.ru
Ключевые слова: институт административных жалоб, сигнал обратной связи, служебный труд, раздаточная экономика, гражданский протест, administrative complaints institution, feedback signal, service work, razdatok economy, civic protest
Страницы: 92-111
Аннотация
В статье обосновывается универсальный характер жалоб как нерыночного сигнала обратной связи. На современном этапе институт жалоб активно используется в социальных государствах и включает легальные формы общественного протеста. В России институт административных жалоб выполнял функцию обратной связи на протяжении всего исторического развития раздаточной экономики. В статье описаны этапы эволюции институциональных форм жалоб - от челобитных к административным жалобам, встроенным в иерархическую систему распределения ресурсов. Показан механизм использования жалоб при принятии решений на разных управленческих уровнях. Проведено сравнение российской и западной практики включения гражданских жалоб в процесс управления. В западных странах жалобы используются в государственном секторе при предоставлении общественных услуг. Акцент в статье сделан на трансформации института административных жалоб в гражданские формы, включающие легальные формы протестных акций.
DOI: 10.15372/REG20200205 |