УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ и РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
А.Н. Величко, Т.В. Рыбакова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия anvelichko@mail.ru
Ключевые слова: функциональная грамотность, творческий потенциал, читательская грамотность, экспериментальная деятельность обучающихся, functional literacy, creative potential, reading literacy, experimental activity of students
Страницы: 220-238
Аннотация
Введение. Происходящие преобразования системы российского образования напрямую связаны с недостаточно высокими результатами оценки сформированности функциональной грамотности. Поэтому именно в направлении создания условий и средств для формирования функциональной грамотности и должно изменяться содержание российского образования. Для создания условий проявления творчества необходимо уйти от шаблонности действий. Методология и методика исследования. Настоящее исследование является практическим, однако опирается на использование закономерностей педагогики и психологии, где не отрицается, а обобщается уже накопленный опыт формирования исследовательской деятельности и развития творчества. Основное внимание обращается на совмещение двух направлений: развитие творчества и формирование исследовательских умений. В основе этого совмещения лежит использование гибкости мышления и самостоятельности действий. Объект исследования - субъект образовательных отношений, для которого и создаются условия, в которых определяются специфические субъект-субъектные отношения участников образовательных отношений. Результаты исследования. Оценка естественно-научной грамотности показывает, что наши школьники значительно отстают в выполнении заданий, требующих оценки и разработки научных исследований и интерпретации знаний, а именно: эмпирических данных с научной точки зрения. Поэтому в статье представлен опыт создания условий для проявления гибкости мышления и свободы творчества именно на примере учебного предмета «Физика». Рассматривается два направления работы с учениками: экспериментальная деятельность и работа с информацией. В основу обеспечения творческой деятельности при формировании экспериментальных действий положено выполнение обязательных лабораторных работ без инструкций. Ученику должна быть дана свобода выбора цели эксперимента, выбора оборудования и плана экспериментирования. В результате такой системной работы к 9-му классу можно было перейти от коллективного творчества, направляемого учителем, к индивидуальной творческой экспериментальной деятельности. Интерпретация данных на основе теории требует хорошо сформированной читательской грамотности, поэтому в качестве еще одного значимого условия развития творческого потенциала учеников выступает работа с информацией. В статье рассматриваются существенные признаки и виды учебных текстов, их возможности в развитии творческого потенциала. Заключение. Делается вывод о том, что развитие творческого потенциала возможно при активной деятельности учащихся без шаблонных инструкций и алгоритмов в ситуациях неопределенности, которые создаются наводящими вопросами учителя. Особое значение имеют ситуации, созданные на основе экспериментальной деятельности и работы с учебными текстами. Обязательным условием развития творческого потенциала учащихся является подготовленный учитель.
DOI: 10.15372/PHE20200313 |