Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.188.219.131
    [SESS_TIME] => 1732178853
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0097b2176a4d8b40ccb526d9c53ec2fd
    [UNIQUE_KEY] => 786524aa8b534b4b4c5a8c36a014d6f5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 3

1.
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

С.И. Черных1, И.Г. Борисенко2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
2560380@ngs.ru
2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
i.g.borisenko@yandex.ru
Ключевые слова: человеческий капитал, цифровые образовательные технологии, образовательное взаимодействие, традиционное обучение, обучаемый, обучающийся, цифровое отношение (digital interaction), цифровое долгожительство (digital longevity), менеджмент образования (management education), искусственный интеллект (artificial intelligence) (AI или ИИ), human capital, digital educational technologies, educational interaction, traditional learning, learner, learner, digital interaction, digital longevity, management education, artificial intelligence (AI)
Страницы: 5-20

Аннотация >>
Введение. Развитие искусственного интеллекта и расширение его «функционального поля» во всех сферах общественной жизнедеятельности являются одним из важнейших трендов. Государственная политика ориентирована на предоставление цифровым технологиям исключительных прерогатив и преференций в изменении образовательного пространства. Исследование направлено на выявление правомерности предоставления цифровым образовательным технологиям расширенного функционала в аспекте соотнесенности этого процесса с изменениями формирования человеческого капитала, которые происходят под их влиянием в образовании. Методология и методика исследования. Методологически работа базируется на функциональном анализе изменений современных образовательных систем, теориях человеческого капитала зарубежных и отечественных авторов. Также привлечены статистические материалы, полученные авторами в результате пилотных исследований по означенным во введении проблемам. Результаты исследования. Рассмотрено прямое и косвенное воздействие цифровых образовательных технологий на изменение человеческого капитала в образовании. Человеческий капитал представлен как совокупность субъектов образовательных взаимодействий, основным среди которых являются индивиды (обучающие и обучаемые), семья, гражданское общество и государство. В структуру человеческого капитала образовательных систем также включена сеть взаимоотношений между этими субъектами, то есть их социальный капитал. Искусственный интеллект в его объеме сознательно ограничен цифровыми образовательными технологиями, а объем объектов их влияния - студентами младших курсов высшей школы. На основе проведенного теоретического и прикладного анализа установлено, что процесс трансформации образовательного взаимодействия радикально изменяется под влиянием digital-устройств за счет расширения их «функционального поля». Человеческий капитал трансформируется в результате интенсификации применения цифровых технологий в сторону формирования новых смысловых и ценностных ориентиров как со стороны обучаемых, так и со стороны обучающих. Заключение. Основными векторами начинающихся изменений авторы считают радикальное изменение у поколения «Z» представлений о таком кейсе, как «традиционное обучение»; увеличение самостоятельности (ответственности) в выборе будущего вектора своего развития; необходимость качественной профориентации со стороны школы и государственных профориентационных структур.

DOI: 10.15372/PHE20200301


2.
РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ КАТЕГОРИАЛЬНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Л.И. Крупина1, Е.И. Баронская2
1ООО “Консалтинговый центр “25 кадр””, Кемерово, Россия
yatsuta@yandex.ru
2ГОО "Кузбасский РЦППМС "Здоровье и развитие личности"", Кемерово, Россия
Ключевые слова: категории, мышление, понятие, культурно-исторический подход, единство интеллекта и аффекта, система категорий, категориальная методология, системность, осознанность, целостная природа человека, categories, thinking, concept, cultural and historical approach, unity of intellect and affect, category system, categorical methodology, system, awareness, integral human nature
Страницы: 21-46

Аннотация >>
Введение. Цель статьи - раскрытие роли категориальной методологии в развитии целостной природы человека, начиная с младенчества. Актуальность выбранной темы заключена в реализации связей современного образования с теорией познания и системой диалектических категорий, одномоментно выполняющих функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, и средства, организующего эту деятельность. Суть проблемы исследования - овладение процессом развития целостной природы человека, единством аффекта и интеллекта посредством универсальных форм и категорий как результата 1000-летнего опыта становления человечества и исторического пути культуры. Методология и методика исследования. Исторический экскурс в литературно-философское наследие, начиная от Древнего Востока, пифагорейской, платоновской и аристотелевской школ, и анализ современных научных исследований позволили определить объект исследования - универсальные формы мысли; предмет исследования - система категорий как средство развития целостной природы человека. Методологическим основанием исследования является категориально-диалектический подход. Изучение динамики овладения аффектом, опосредованными интеллектуальными процессами и множественностью связей осуществлялось в ходе осмысления литературного, научного и педагогического содержания субъектами образовательного процесса в возрасте от 4 до 55 лет. Смысловое строение сознания изучалось при помощи «Методики предельных смыслов» Д. А. Леонтьева, процесс овладения опосредованными интеллектуальными функциями и операциями - посредством методики предельных переходов Л. И. Крупиной. Результаты исследования. Использование категориальной методологии при осмыслении изучаемого содержания обеспечило овладение учащимися 11 класса в процессе изучения темы «Электромагнетизм» полнотой связей всеобщих понятий научной электромагнитной картины мира посредством развития аффекта, управляющего опосредованными интеллектуальными операциями; переход от одного аффекта к другому у детей от 4 до 13 лет в процессе осмысления содержания древнегреческих мифов, первоначальной встречи с категориями и самостоятельного выявления новой системы категорий; понимание условий перехода от классического к категориальному подходу в образовании научных понятий у студентов и преподавателей. Заключение. Теоретическое и практическое значение исследования состоит в выявлении критериев развития мыслительного процесса субъектов образования, реализации механизмов развития опосредованных психических функций, синтезе линий онтогенеза как основания развития личности ребенка. Новизна исследования - в реализации категорий как мыслительных форм в развитии целостной природы человека. Система категорий как средство развития понятийного мышления также способствует овладению собственным поведением. Дальнейшая реализация категориального подхода ориентирует на создание новых методик и программ развития целостной природы человека в различных сферах профессиональной деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20200302


3.
ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)

К.В. Гилева1, Н.И. Айзман2, Е.Н. Чокотов3, Р.И. Айзман2,4
1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
kristi_1@mail.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
nina.aizman@mail.ru
3Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия
chokotov@inbox.ru
4Южно-Уральский государственный университет, Южно-Уральск, Россия
aizman.roman@yandex.ru
Ключевые слова: этапы профессионального становления, профессиональная пригодность, профессиональная готовность, профессиональное мастерство, успеваемость, профессиональная успешность, stages of professional development, professional suitability, professional readiness, professional skill, academic achievement, professional success
Страницы: 47-67

Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования обусловлена наличием множества концепций, определяющих профессиональную успешность как результат внешней или внутренней оценочной диспозиции. Имеющиеся подходы не позволяют изучать и прогнозировать развитие профессиональной успешности в динамическом контексте. Цель исследования заключается в формировании нового подхода к сути профессиональной успешности - ее описании не как статического, заданного субъективными или объективными факторами состояния, а как динамического процесса, сопряженного с этапами профессионального развития. Методология и методика исследования. Осуществлены критический обзор литературных источников, а также анализ результатов научно-прикладных исследований, раскрывающих феномен профессиональной успешности военнослужащих. Динамическая модель профессиональной успешности построена на основе принципов системного и деятельностного подходов с применением метода теоретического моделирования. Результаты исследования. Формирование и развитие профессиональной успешности можно представить в виде динамической модели, включающей в себя три ключевых этапа, эффективность которых зависит от действия комплекса факторов. Первый этап предполагает формирование профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; его успешность определяется уровнем профессиональной пригодности и оценивается через успеваемость курсанта. Качественным результатом этого этапа является профессиональная готовность. Второй этап профессионального развития связан с формированием профессиональной компетентности, основу которой составляет профессиональная квалификация; он характеризуется отдельными профессиональными успехами, позволяющими накапливать опыт и формировать индивидуальный стиль деятельности. На третьем этапе происходит повышение профессиональной компетентности, в ходе чего субъект достигает стабильно высоких результатов, то есть профессионального мастерства, что и позволяет говорить о профессиональной успешности. Повышение требований к профессиональной деятельности предполагает усложнение факторов профессиональной успешности при переходе от одного этапа к другому. Наблюдается тенденция к смещению значимости от морфофизиологических к личностным факторам успешности труда, а также усложнению этих факторов в направлении интеграции и комплексности. Заключение. В ходе исследования сформирована динамическая модель развития профессиональной успешности, выделены морфологические, функциональные, психофизиологические и личностные факторы профессиональной успешности, имеющие неодинаковую значимость на разных этапах профессионального становления.

DOI: 10.15372/PHE20200303


4.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

О.В. Истомина1,2, Е.А. Федосеева2
1Архангельский областной институт открытого образования, Архангельск, Россия
istomina_94_94@mail.ru
2Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, модели дистанционного обучения, программы профессиональной переподготовки, LMS Moodle, Distance Learning, Distance Education Technologies, Distance Learning Model, Professional Retraining Programs, LMS Moodle
Страницы: 68-82

Аннотация >>
Введение. Исследования, направленные на изучение особенностей внедрения дистанционного обучения на разных уровнях образования, крайне актуальны в настоящее время. Изучение процесса построения оптимальной модели дистанционного обучения для осуществления образовательной деятельности по программам профессиональной переподготовки педагогов становится самостоятельным направлением в научной сфере. В настоящей работе рассматриваются основные понятия заявленной темы, демонстрируются классификации существующих моделей дистанционного обучения. Авторами представлены модели дистанционного обучения, применяемые в сфере дополнительного профессионального образования педагогов с учетом тенденций современного общества и науки. Методология и методика исследования. Анализируются отдельные классификации моделей дистанционного обучения, предложенные как зарубежными, так и отечественными авторами. Фокус исследования направлен на использование опыта проектирования и внедрения моделей профессиональной переподготовки педагогов дошкольных образовательных организаций с использованием дистанционных образовательных технологий в Архангельском областном институте открытого образования. Эффективность апробированных моделей подтверждается результатами анкетирования слушателей. Результаты исследования. Рассмотрены основные понятия темы исследования, используемые в научных работах и российском законодательстве. Представлен обзор авторских классификаций моделей дистанционного обучения, основанных на различных факторах. Перечислены критерии анализа реализации дополнительных профессиональных программ, применяемых в дистанционной форме, отобранные на основе компонентов авторского дидактического конструктора. Описаны слабые позиции организации и осуществления дистанционного обучения педагогов по программам профессиональной переподготовки. Продемонстрирован опыт проектирования и реализации программ профессиональной переподготовки: «Дошкольное образование: теория и практика в условиях реализации ФГОС ДО» и «Теория и практика физического развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста». Описаны результаты анкетирования обучающихся. Заключение. Сформулированы выводы о факторах, влияющих на выбор модели дистанционного обучения. Определены направления дальнейшей исследовательской и практической деятельности с целью повышения качества реализации программ профессиональной переподготовки педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий.

DOI: 10.15372/PHE20200304


5.
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОНЕПОНИМАНИЯ И САМОНЕПОНИМАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ТРАНСЛЯЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР

О.В. Шимельфениг
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия
shim.ov@mail.ru
Ключевые слова: понимание, сюжетно-игровая картина мира, объект, субъект, двуединство, взаимодействие, understanding, plot-game picture of the world, object, subject, dual unity, interaction
Страницы: 83-101

Аннотация >>
Введение. Демонстрируется масштабность и глубина проблемы взаимонепонимания и самонепонимания на мировоззренческом уровне путем обращения к опыту известных мыслителей, ученых и деятелей культуры. Недооценка остроты этой проблемы имеет место и в сфере образования. В настоящем исследовании предлагаются пути ее решения на основе сюжетно-игровой концепции реальности. Методология и методика исследования основаны на категориальном аппарате сюжетно-игровой парадигмы, главной особенностью которой является предложение добавить к пространственно-временной модели мира третий параметр - индивида, в каждое мгновение по-своему воспринимающего первые два аспекта:пространство и время - как определенный сюжет. Тем самым искусствоведческие понятия сюжета, сценария и игры обобщаются до уровня философских категорий и одновременно естественно-научных терминов - «сквозных» единиц Бытия. Таким образом, на основе установок, в основном не контролируемых сознанием, формируется поведение множества людей, что и приводит обычно к конфликтам и катастрофическим последствиям для общества и природы. Здесь выявлены типичные, действующие подсознательно, операционные схемы мышления, что дает возможность отрефлексировать процесс формирования тех или иных умозаключений. Результаты исследования. Рассмотрены стереотипы мышления, которые создают принципиальные препятствия к взаимопониманию и самопониманию: автоматическое наложение на почти любую ситуацию «закона исключенного третьего» на основе неконтролируемого выбора всего лишь двух произвольно и бессознательно выхваченных альтернатив; вера в «объективную» истинность своей предпочитаемой альтернативы; неузнавание в чужой формулировке собственных идей; эффект невосприимчивости иного; синдром завышения степени взаимопонимания ввиду употребления вроде бы одних и тех же слов без учета их индивидуальной интерпретации; невидение тотальной процессуальности реальности; невидение связи мышления и реальности, которая осуществляется посредством попыток реализации своих сценариев, в том числе и автоматически, без контроля сознания. Заключение. Знание этих неконтролируемо работающих стереотипов дает возможность превратить их в осознанно применяемый инструмент, адекватный конкретным ситуациям, что достигается практикой удержания внимания на процессуально-сюжетных целостностях разных пространственно-временных масштабов с обязательным включением в сценарий самого автора с его картиной мира, определяющей в конечном счете его мысли и действия.

DOI: 10.15372/PHE20200305


6.
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

М.В. Беляева1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
mariadespar@gmail.com
2МБОУ Новосибирский городской педагогический лицей имени А. С. Пушкина, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: модель, методическая система, концепция, подход, принцип, идея, функция, гражданская идентичность, базовые национальные ценности, model, methodological system, concept, approach, principle, idea, function, civic identity, basic national values
Страницы: 102-127

Аннотация >>
Введение. Несмотря на большое количество работ, посвященных теоретическим аспектам формирования гражданской идентичности, в методике обучения и воспитания географии в настоящее время не предложено методической системы по формированию гражданской идентичности, которая учитывала бы специфику содержания и образовательный потенциал этого школьного предмета. Цель статьи - раскрыть методологические и методические подходы к построению методической системы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии в общеобразовательной школе. В статье рассмотрены подходы к процессу построения модели методической системы, описаны ее классификационные признаки. Методология и методика исследования. В процессе разработки модели методической системы формирования гражданской идентичности применялись преимущественно теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, системно-структурный, моделирование и др. В основу методики исследования был положен системный подход, выраженный как в выявлении компонентов методической системы, так и в построении взаимообусловленных связей между ними. Результаты исследования. Результатом исследования стала разработка авторской модели методической системы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии в общеобразовательной школе, которая включает теоретико-методологические основы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии, а именно: концепции, подходы, принципы, идеи, функции, а также описание структурных компонентов методической системы: целевого, содержательного, организационного, результативного компонентов. Заключение. География как учебный предмет обладает исключительным образовательным потенциалом с точки зрения формирования гражданской идентичности, поскольку изучение этого предмета предусматривает знакомство с природой, населением, хозяйством родного края, своей страны, других стран мира. Мы полагаем, что содержательному компоненту методической системы принадлежит исключительная роль, поскольку именно социально-ориентированное содержание определяет дальнейший выбор форм, методов, технологий, приемов, средств обучения. Научная новизна исследования заключается в разработке методической системы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии в общеобразовательной школе. Теоретическое значение состоит в обобщении подходов к конструированию методических систем и их компонентов, определению специфики школьного географического образования, выраженной в выявлении ключевых содержательных линий, значимых для формирования гражданской идентичности. Практическое значение исследования заключается в обобщении методических подходов к конструированию методической системы обучения географии с учетом воспитательной составляющей процесса обучения.

DOI: 10.15372/PHE20200306


7.
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СОЛИДАРНОСТЬ И ИНТЕГРАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

О.А. Персидская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
olga_alekseevna@mail.ru
Ключевые слова: социальная солидарность, межэтническая солидарность, межэтническая интеграция, модели интеграции межэтнических сообществ, образовательные стратегии, social solidarity, inter-ethnic solidarity, inter-ethnic integration, integration models of inter-ethnic communities, educational strategies
Страницы: 128-140

Аннотация >>
Введение. В статье поднимается вопрос о роли образования в формировании межэтнических солидарности и интеграции. Межэтническая интеграция рассмотрена как процесс, способствующий достижению межэтнической солидарности, приведены ее разные социально-философские концепции. Цель статьи состоит в экспликации современных отечественных образовательных стратегий, направленных на формирование межэтнических солидарности и интеграции, и выявлении их социально-философских оснований. Методология и методика исследования. Объектом исследования являются межэтнические солидарность и интеграция в образовательном процессе, а предметом - особенности их фундирования социально-философскими концепциями. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза. Прояснение понятий «солидарность», «межэтническая солидарность» и «межэтническая интеграция», а также рассмотрение социально-философских концепций, освещающих разные стороны указанных понятий, были осуществлены на основе анализа ряда публикаций из области социальной философии. Изучение нормативных документов федерального и регионального уровней системы образования РФ и публикаций из области философии образования позволило выявить представление об основных направлениях межэтнической интеграции, реализуемых в системе образования, а также синтезировать представление об их социально-философских основаниях. Результаты исследования. Выявлено, что к ключевым направлениям образовательных стратегий, формирующих межэтническую солидарность, можно отнести гражданскую интеграцию как надэтническое солидаризующее основание идентичности, формирование знаний о культуре и ценностях представителей разных этнических групп, а также меры, направленные на развитие навыков межэтнической коммуникации. Показано, что в подавляющем большинстве образовательные стратегии фундированы нормативно-ценностной концепцией межэтнической интеграции, акцентирующей культурную доминанту. Высказано предположение, что такая модель интеграции может привести к искаженному пониманию картины мира и системы ценностей другой культуры, а потому она должна быть дополнена составляющей, направленной на интенсификацию непосредственных коммуникационных практик в межэтническом взаимодействии. На основе применения неофункционального подхода к анализу образовательных практик показано, что формирование гражданской идентичности служит цели надэтнической консолидации, что может привести к потере баланса идентификационной матрицы индивида. Заключение. Сделан вывод о том, что социально-философские концепции межэтнической интеграции фундируют образовательные практики, хотя и не в равной степени. Для повышения эффективности роли образования в формировании межэтнической солидарности обосновывается значимость образовательных практик, направленных на более полное раскрытие не только аксиологической и культурной составляющих этнической идентичности, но и тех, что позволяют закрепить приобретаемые навыки в процессе коммуникации и этнополитической интеграции.

DOI: 10.15372/PHE20200307


8.
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА: ВЕКТОР ОТТОКА

В.В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: научно-образовательный потенциал, исследовательский университет, рынок труда, подготовка научных кадров, scientific and educational potential, research university, labor market, training of scientific personnel
Страницы: 141-152

Аннотация >>
Введение. Вхождение России в мировое научно-образовательное пространство сопровождается взаимопересечением потенциалов различных социальных систем. Вектор общественного развития во многом определяется уровнем научно-образовательного потенциала, что особенно ярко проявляется в переломные моменты исторического развития социума, когда происходит смена цивилизационных ориентиров. Развитие регионального научного и образовательного потенциала напрямую связано с возможностью привлечения в научно-образовательную сферу высококвалифицированных мотивированных выпускников университетов. В статье показана динамика обновления кадрового потенциала региональных научно-образовательных систем и выявлены факторы, влияющие на формирование приоритетов трудоустройства выпускников исследовательских университетов на региональном рынке труда. Методология и методика исследования. Применяемый автором метод философской концептуализации позволил представить новый уровень анализа формирования регионального научно-образовательного потенциала и преодолеть разрозненность подходов к его исследованию. С помощью социокультурного и социологического подходов осуществлен вторичный анализ данных социологических исследований, направленных на выявление приоритетов трудоустройства выпускников исследовательских университетов. Результаты исследования. Обосновано, что наличие образованной мотивированной молодежи, вовлекаемой в научно-образовательный процесс, является одним из важнейших конкурентных преимуществ развития любых региональных систем. На примере крупного регионального университета, интегрированного в научно-исследовательский центр мирового уровня, показана отрицательная динамика вовлечения молодежи в региональный научно-образовательный сектор. Обращается внимание на то, что происходит отток выпускников научно-исследовательских университетов, одной из основных целей которых является подготовка кадров для фундаментальной науки и образования. Заключение. В результате проведенной работы выявлены основные причины, по которым происходит сокращение количества выпускников университета, готовых заниматься научно-образовательной деятельностью на региональных площадках: серьезное снижение престижа научной деятельности в общественном сознании; невысокое материальное обеспечение молодежи в регионах на начальном этапе научной деятельности; ограниченные социальные условия (социальная инфраструктура, жилищная проблема и др.), при этом отсутствие нормально развитой социальной инфраструктуры может стать следствием высокого уровня географической локализации научно-исследовательских центров.

DOI: 10.15372/PHE20200308


9.
КАЗАХСТАН: НОВАЯ МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА И ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Г.Г. Соловьева, Д.М. Жанабаева
Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Алматы, Казахстан
soloveva.greta@mail.ru
Ключевые слова: гражданская нация, примордиализм, конструктивизм, национальное строительство, казахстанская идентичность, университет, добродетельный город, civil nation, primordialism, constructivism, national construction, Kazakhstan identity, university, virtuous city
Страницы: 153-172

Аннотация >>
Введение. Проблема формирования национальной идентичности - одна из ключевых в мировом социокультурном дискурсе. Существенную роль в этом процессе играют современные университеты. Следуя логике науки, современный университет возвращается к своей изначальной идее: давать целостное, фундаментальное знание, быть интеллектуальным центром нации и генератором новых идей. Только при этом условии возможно формирование высококлассных специалистов, способных выдержать жесткую конкуренцию в мире цифровой экономики. Отвечая духу времени, современный университет ставит на повестку дня проблему сохранения национальной идентичности, трансляции культурных традиций и производства новых культурных смыслов. Решение этой задачи предполагает ориентацию на определенную теоретическую матрицу национального строительства. В статье анализируются матрицы этнической и гражданской нации и утверждается, что Казахстан, как и большинство стран мира, следует в политике матрице гражданской нации. Методология и методика исследования. Предпочтительной моделью осуществления такой матрицы в Казахстане является, как полагают авторы, признание казахской культуры и казахского языка интегрирующим началом казахстанской идентичности. Эта модель реализуется в образовательном пространстве Казахского национального университета имени аль-Фараби, опыт которого проанализирован в настоящей статье. Формирование казахстанской идентичности предполагает вступление в мультикультурный диалог, поскольку национальное самопознание осуществляется в процессе взаимопонимания. В этой связи в статье исследуются результаты проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке», целью которого является освоение лучших мировых образцов учебной и научной литературы на казахском языке, что будет способствовать укреплению казахстанской идентичности. Результаты исследования. Университет как форма духовного восприемства и передачи знания от поколения к поколению всегда содержал сущностную идею целостности, единства естественных и гуманитарных наук. На определенном историческом этапе, когда на повестке оказался концепт дифференциации знания, идея университета была поставлена под вопрос. Потребности новой технологической волны, цифровой реальности возрождают идею целостности, изначально присущей университетскому образованию, которое должно давать фундаментальный научный базис, обучать умению творчески мыслить, быть не приспособленцами, а новаторами, разработчиками. Целостность имеет основой духовную сущность, приоритет нравственных, гуманистических ценностей, воспитание человечности, способности к взаимопониманию и сотрудничеству. Все эти качества входят в совокупность национальной идентичности, основы которой заложены в трудах классиков тюркской философии. Заключение. В статье анализируется опыт Казахского национального университета имени аль-Фараби, положившего в основу своего инновационного проекта национальную модель образования, связанную с наследием выдающегося восточного мыслителя Абу Насра аль-Фараби. Такие принципы университета соединяются в этом великом имени: энциклопедичность, целостность, фундаментальность и приоритет духовно-нравственного начала, высоких гуманистических ценностей бытия человека в мире.

DOI: 10.15372/PHE20200309


10.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЕ

З.И. Лаврентьева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
lzi53@mail.ru
Ключевые слова: социальная педагогика, магистратура, комплексные научные исследования, организационные условия, праксиология, Social pedagogy, master’s program, integrated research, organizational conditions, praxiology
Страницы: 173-184

Аннотация >>
Введение. На воспитание и социализацию современных детей и подростков все большее влияние оказывают постоянные изменения социальной действительности. Востребованными становятся исследования в области социальной педагогики, позволяющие понять, какие новые закономерности возникают во взаимоотношениях ребенка и социальной среды. Академическая магистратура по социальной педагогике является одним из существенных факторов, позволяющих быстро находить ответы на поставленные временем социально-педагогические вопросы. Проблема заключается в том, чтобы разрозненные, частные темы отдельных магистрантов объединить в комплексные научные исследования и выявить организационные условия эффективной деятельности научных коллективов магистрантов. Методология и методика исследования. Исследование строится на праксиологическом методологическом принципе, позволяющем делать теоретические выводы о комплексных исследованиях магистрантов на основе исследования реальной жизни, человеческой деятельности и общественных отношений. Методом исследования выступает анализ опыта организации комплексных научных работ магистрантов. Под комплексным научным исследованием понимается совместная деятельность группы магистрантов, направленная на решение проблемы с помощью единого методологического и разных теоретических подходов, позволяющих всесторонне раскрыть многогранные, постоянно изменяющиеся социально-педагогические явления и процессы. Отличительными характеристиками комплексности выступают соблюдение научной этики, авторство научных идей, постоянный обмен информацией и эмпирическими данными, обязательность внешней экспертизы. Результаты исследования. Опытно-экспериментальная работа по организации комплексных научных исследований магистрантов была обусловлена появлением ранее не существующих социально-педагогических явлений, субъектами которых становились сами магистранты. Первой такой проблемы стала деятельность замещающих семей. В исследовательскую группу вошли магистранты, имеющие статус приемных родителей, и магистранты служб сопровождения замещающих семей. Анализ деятельности исследовательских групп магистрантов позволил нам выделить следующие условия организации комплексных научных работ: набор в группы магистрантов не только под общую тему программы, но и под общую производственную проблему, требующую немедленного решения; включение в решение исследовательской задачи всех преподавателей специализированных программ с целью постоянного стимулирования поиска и обмена новыми знаниями; организация научного методологического семинара под руководством руководителя магистерской программы; постоянная апробация результатов научного исследования. Заключение. Соблюдение организационных условий стимулирует постоянство и последовательность организации комплексного исследования; удерживает разные темы исследования в рамках единого исследовательского поля; интенсифицирует исследовательский процесс и обеспечивает постоянный обмен информацией; создает единое учебно-исследовательское пространство на базе научной школы кафедры.

DOI: 10.15372/PHE20200310


11.
ТРЕБОВАНИЯ ГОССТАНДАРТОВ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К МАТЕМАТИКЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

А.Ж. Жафяров, Е.А. Яровая
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
akram39@yandex.ru
Ключевые слова: компетенция, компетентность, технология компетентностного подхода, требования к результатам обучения, качество математического образования, обучение математике, натуральные числа, competency, competence, technology of competence approach, requirements for training results, educational process, teaching of mathematics, natural number
Страницы: 185-202

Аннотация >>
Введение. Будущее России связано с подготовкой креативно компетентных специалистов, способных работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технологические решения. Поскольку все кадры первый этап подготовки проходят в школах, то школьная система образования - важнейший фактор и движущая сила для прогрессивного развития страны. Выпускник школы должен иметь современные фундаментальные знания, уметь их применять; быть ответственным, самостоятельным и готовым принимать обоснованные решения, особенно в критических ситуациях; иметь нацеленность на инновационную, творческую и исследовательскую деятельность и др. Существующие госстандарты и разрабатываемые проекты новых стандартов школьного образования не решают этой проблемы. Методология и методика исследования. Методология решения этой проблемы основана на компетентностном методе реализации эффективного взаимодействия в системе «обучающийся - учитель - школа - общество». Цель - разработать концепцию изучения школьного курса математики на основе компетентностного подхода, внедрение которой будет способствовать повышению качества математического образования обучающихся основной школы. Сказанное продемонстрировано на примере конкретной темы математики за 5-й класс. Результаты исследования. Разработана концепция, согласно которой изучение тем школьного курса математики происходит не изолированно, а в допустимой совокупности, включая изучение отдельных тем как решение конкретных задач, связанных с этой темой. Реализация представленной концепции отвечает двум ключевым положениям авторской технологии компетентностного подхода: Шаг 1 - «учим мыслям» и Шаг 2 - «учим мыслить». Заключение. Качество образования прямо пропорционально уровню требований к результатам обучения. Проект школьных госстандартов предъявляет самый низкий уровень требований, в частности, при обучении математике. Анализ трех систем образования: ЗУН, компетентностного подхода и современной школьной технологии - показал действенность и перспективность обучения математике в школе на основе компетентностного подхода. Внедрение предлагаемой модели в образовательный процесс будет способствовать повышению качества школьного математического образования.

DOI: 10.15372/PHE20200311


12.
ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В КОГНИТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Н.В. Гуляевская, А.Н. Дахин
Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия
navg@list.ru
Ключевые слова: когнитивная технология, компетентность, операциональное представление результатов, познавательный этюд, cognitive technology, competence, operational presentation of results, cognitive study
Страницы: 203-219

Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования связана с необходимостью выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части гарантированности и воспроизводимости результатов когнитивного обучения школьников. Для этого требуются диагностические инструменты, во-первых, контролирующие ход самого обучения, во-вторых, позволяющие осуществить управляющее воздействие на процесс обучения для корректировки промежуточных результатов. Цели исследования - разработать и апробировать операциональное представление результатов для гарантированного и воспроизводимого когнитивного обучения школьников на примере учебного предмета «Физика». В статье дано операциональное представление результатов в когнитивной технологии обучения. Показаны способы соотнесения образовательных результатов с числовыми рядами, допускающими формализацию, необходимую как для контроля промежуточных результатов, так и для прогноза дальнейших достижений школьников при изучении физики. Когнитивный результат образования школьников тесно связан с операциональной и психоэмоциональной составляющими педагогического процесса. Проблема освоения укрупненных дидактических единиц в школьном курсе физики решена средствами диагностических инструментов, контролирующих и корректирующих когнитивный процесс. Необходимость анализа операционального представления результатов образования отмечается в ряде работ, посвященных компетентностному подходу в образовании, дающему гарантированный и воспроизводимый педагогический продукт в заранее установленных границах качества. Кроме того, когнитивное обучение тесно связано с ценностями образования и стилем подготовки «встречного текста», отражающего авторскую позицию участников педагогического процесса, что также требует управляющего воздействия на педагогический процесс для предотвращения распада учебной деятельности. Такого рода опасность возникает при освоении укрупненных дидактических единиц. Предложенные нами диагностические индикаторы предоставляют школьнику возможность демонстрировать «правильные» знаки-символы, а также их правила соединения, принятые при исследовании сложных физических этюдов. Эффективность когнитивной технологии, снабженной операциональным инструментарием, определяется, во-первых, через готовность школьника к проявлению сформированной когнитивной компетентности как результативное владение знаковой системой, принятой в данной учебной дисциплине, во-вторых, через умение проявлять свою когнитивную компетентность в креативных учебных ситуациях, в-третьих, наличием личностного отношения к предмету приложения когнитивного опыта и эмоционально-волевой регуляцией этого отношения. Методология и методика исследования. Объект исследования - когнитивные технологии обучения. Предмет исследования - педагогические условия применения операциональных диагностических инструментов в когнитивных технологиях обучения. Установлены основные когнитивные сложности, возникающие при решении физической задачи, и способы их преодоления, получаемые с помощью применения педагогической технологии. Введены соответствующие индикаторы, с помощью которых операционализируются способности преодоления таких когнитивных сложностей. Существуют прямые способы вычисления времени движения системы, однако иногда не требуется знать точные значения времени. Сравнить их значения можно косвенным способом через новую постановку вопроса в терминах скоростей для каждого эксперимента. Алгебраические выражения для скоростей лучше привести к виду, содержащему как инвариантные части, не требующие сравнения, так и выражения, легко сопоставимые друг с другом. Правильность выполнения школьниками такого рода преобразования удобно контролировать через коэффициент усвоения знаний: КУ = (Пр/Полн)·100 %, где Пр - количество правильно выполненных действий в ходе решения, Полн - полное количество действий. Коэффициент вычисляется в процентах. Кроме того, при выполнении таких действий осуществлялась экспертная оценка степени автоматизации навыка (СтАвт) на основании контроля времени, затраченного на выполнение каждой вычислительной операции. Результаты исследования. Рассмотрены результаты достижения высокого уровня компетентности школьниками при поиске решения физической задачи. При этом компетентность распределена на четыре составляющие, представленные в операциональном виде: 1) коэффициент усвоения знаний (КУ); 2) ступень абстракции (СА); 3) степень автоматизации навыка (СтАвт); 4) величину активности обучающегося (ВА). Заключение. Для когнитивного обучения необходимо представить ожидаемый результат в операциональном виде, допускающем соотнесение учебных достижений школьников с числовыми рядами. Характеристиками обучения школьников могут быть показатели, установленные экспертами в данной области знания. Набор индикаторов должен обладать полнотой представления результатов, быть педагогически валидным и непротиворечивым. В исследовании приведен пример такого полного набора, валидного при использовании когнитивной технологии обучения физике. Нами модифицированы такие параметры, как коэффициент усвоения, ступень абстракции, степень автоматизации и др.

DOI: 10.15372/PHE20200312


13.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ и РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

А.Н. Величко, Т.В. Рыбакова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
anvelichko@mail.ru
Ключевые слова: функциональная грамотность, творческий потенциал, читательская грамотность, экспериментальная деятельность обучающихся, functional literacy, creative potential, reading literacy, experimental activity of students
Страницы: 220-238

Аннотация >>
Введение. Происходящие преобразования системы российского образования напрямую связаны с недостаточно высокими результатами оценки сформированности функциональной грамотности. Поэтому именно в направлении создания условий и средств для формирования функциональной грамотности и должно изменяться содержание российского образования. Для создания условий проявления творчества необходимо уйти от шаблонности действий. Методология и методика исследования. Настоящее исследование является практическим, однако опирается на использование закономерностей педагогики и психологии, где не отрицается, а обобщается уже накопленный опыт формирования исследовательской деятельности и развития творчества. Основное внимание обращается на совмещение двух направлений: развитие творчества и формирование исследовательских умений. В основе этого совмещения лежит использование гибкости мышления и самостоятельности действий. Объект исследования - субъект образовательных отношений, для которого и создаются условия, в которых определяются специфические субъект-субъектные отношения участников образовательных отношений. Результаты исследования. Оценка естественно-научной грамотности показывает, что наши школьники значительно отстают в выполнении заданий, требующих оценки и разработки научных исследований и интерпретации знаний, а именно: эмпирических данных с научной точки зрения. Поэтому в статье представлен опыт создания условий для проявления гибкости мышления и свободы творчества именно на примере учебного предмета «Физика». Рассматривается два направления работы с учениками: экспериментальная деятельность и работа с информацией. В основу обеспечения творческой деятельности при формировании экспериментальных действий положено выполнение обязательных лабораторных работ без инструкций. Ученику должна быть дана свобода выбора цели эксперимента, выбора оборудования и плана экспериментирования. В результате такой системной работы к 9-му классу можно было перейти от коллективного творчества, направляемого учителем, к индивидуальной творческой экспериментальной деятельности. Интерпретация данных на основе теории требует хорошо сформированной читательской грамотности, поэтому в качестве еще одного значимого условия развития творческого потенциала учеников выступает работа с информацией. В статье рассматриваются существенные признаки и виды учебных текстов, их возможности в развитии творческого потенциала. Заключение. Делается вывод о том, что развитие творческого потенциала возможно при активной деятельности учащихся без шаблонных инструкций и алгоритмов в ситуациях неопределенности, которые создаются наводящими вопросами учителя. Особое значение имеют ситуации, созданные на основе экспериментальной деятельности и работы с учебными текстами. Обязательным условием развития творческого потенциала учащихся является подготовленный учитель.

DOI: 10.15372/PHE20200313