Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.147.68.201
    [SESS_TIME] => 1732350231
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => aa549987103ba8e4240e2ae8d02c411e
    [UNIQUE_KEY] => cbaae79119099703193bac6ec7582962
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 3

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - ОСНОВНОЙ ТРЕНД ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

С.И. Черных1, И.Г. Борисенко2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
2560380@ngs.ru
2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
i.g.borisenko@yandex.ru
Ключевые слова: МООК, STEM, образование, STEAM, ЦОС, высшее образование, субъект обучения, коннективизм
Страницы: 5-17

Аннотация

Введение. Высшая школа, равно как и вся система образования, переживает глобальные трансформации. Создание цифровой образовательной среды (ЦОС) становится основным трендом этих трансформаций. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) - составляющая (пожалуй, самая развитая сегодня) цифровой образовательной среды. Цель исследования состоит в выявлении эффективности использования МООК в образовательном процессе и определении готовности к этому студента. Состоятельна ли высшая школа в дискурсе такой подготовки субъекта к его самостоятельной работе в «пространстве цифрового обучения», уровень патернализма в котором резко понижается? Методология и методика исследования базируются на принципах коннективизма (В. Флуссер, Д. Сименс, С. Доунс и др.) и социального конструкционизма (П. Бергер, Т. Лукман и др.). Определяющими среди них являются следующие: 1) обучение - это процесс, который происходит в неопределенной среде и не может полностью находиться под контролем личности обучающегося; 2) процесс учения должен поддерживаться извне, с помощью Сети и главная задача обучающегося - включение себя в эту Сеть при условии создания собственной обучающей траектории (коммуникации). STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) и МООК при этом рассматриваются как своеобразные узлы коммуникаций, обеспечивающие достижение индивидуальных целей обучения и создание образовательного сообщества нового типа. Исследования, связанные с оценками их перспектив и эффективности, опираются на специфические рефлексивные системы, разрабатываемые в дискурсе междисциплинарного подхода. В основе рефлексии происходящих изменений лежит тезис неизбежности диалектического снятия ранее устойчивых (как образовательных парадигм) бихевиоризма и конструктивизма коннективизмом. При этом основой дискуссий зачастую становятся именно технологии обучения. STEM, STEAM (Science, Technology, Engineering, Аrts, Mathematics), SCRUM, Agile, Басе, Кайдзен и другие методики и технологии (в их практическом развитии) прокладывают стабильную линию на повышение активности и самостоятельности студента как основного субъекта образовательного пространства. Как студенты умеют использовать эту самостоятельность? Насколько она эффективна в содержании технологии STEM? Основным тезисом, подтверждающим несомненную пользу STEM, является положение о том, что в этой образовательной среде обучающиеся используют «и мозги и руки», то есть сразу учатся получать и использовать знания, развивая свои практические способности. Авторы делают попытку подтвердить или подвергнуть сомнению абсолютность этого утверждения. В конкретно-педагогическом отношении это проблема соотнесенности теоретического материала, изучаемого с помощью МООК, и решения на основе этого материала практических задач. Результаты исследования. С целью ответить на поставленный вопрос проведено пилотное исследование в Сибирском федеральном университете (пока для двух разделов дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» - «Инженерная графика» и «Начертательная геометрия»). Описание пилотного исследования в Сибирском федеральном университете показало, что высокие результаты тестирования в МООК, полученные при самостоятельном изучении теоретической части курса, не подтвердились при решении практических задач. Эта противоречивая ситуация требует основательных исследований в этом направлении, поскольку ставит под сомнение эффективность планирования и управления процессом обучения в образовательных средах STEM и STEAM. Это, в свою очередь, требует тщательной проработки их педагогических, психологических и технологических оснований. Заключение. Авторы не сомневаются в том, что замена (пока элементная) инструкционизма (на платформе бихевиоризма) и социального конструкционизма, а затем и коннективизма - это стратегический путь взаимодействия индивида и Сети. Создание ЦОС можно рассматривать одновременно и как дизруптивную инновацию и как начало формирования качественно иной экосистемы образования. Сетевое обучение будет все больше напоминать «большую игру» всех со всеми, а наделение знания (продукта игры) личностным смыслом нести в себе все больший социальный потенциал. Однако, как показывают частные практики обучения, для получения подобных результатов архитектура образования нуждается в коренном пересмотре, а не в одномоментных актах и решениях. Смешанное обучение в этом ракурсе может оказаться оптимальным средством преодоления ощущений «шоковой образовательной политики» и преодоления разрыва (наряду с проектными технологиями) между теорией и практикой.

DOI: 10.15372/PHE20210301
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину