СТАНОВЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ОСНОВАНИЙ НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЖУРНАЛЕ В«ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (2001-2005 ГГ.)
И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: философия образования, фундаментальная наука, реформирование системы образования, отечественное образование, философская рефлексия
Страницы: 18-45
Аннотация
Введение. Журнал «Философия образования» - рецензируемое научное издание, на базе которого в течение двадцати лет осуществляются поиск новых исходных оснований и развитие фундаментального социально-философского знания (онтология образования, гносеология и эпистемология образования, аксиология образования, праксиология образования и др.) с целью выработки новой методологии философии образования в области философских (онтология и теория познания, социальная философия) и педагогических наук (теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования) по актуальным проблемам системы «общество - образование - человек». В целом журнал призван формировать общую панораму когнитивно-педагогического и научно-организационного поля исследования и собственного антропосоциального гносеологического ядра актуальных проблем философии образования. Методология и методика исследования. При исследовании публикационной активности журнала «Философия образования» за период 2001-2005 гг. методологическими источниками стали традиционные фундаментальные образовательные положения, принципы общественного бытия, сформированные на основе исторического опыта и современных социокультурных реалий, законов общественного развития. Учитывая, что система образования не только отражает социальную жизнь общества, но и представляет собой решающий фактор развития социума, решение вопросов прогнозирования направлений исследований в философии образования опирается на фундаментальные идеи, концепции и методологию философской рефлексии. Опора на философию образования как основной методологический принцип развития и совершенствования российского общества необходима как стратегия возрождения отечественных традиций и инновационного развития современной России. Результатом исследования стал анализ публикаций, ранжированных согласно рубрикатору журнала «Философия образования», сформулированному за последние годы издательской деятельности в соответствии с разделами: методологические основы философии образования; философия развития общества и образования; мировой опыт теории педагогики; исследование систем образования Востока и Запада; ценности и цели российского образования; проблемы человека в философии образования; философия воспитания; конкретные методики и инновации в практике образования; здоровьесберегающие технологии в образовании; вопросы формирования духовности; история философии образования и прогнозирование в образовании, которые способствовали созданию платформы для становления и определения исходных оснований философии образования как самостоятельного философского знания об образовании в области социальной философии. Заключение. Итоги пятилетней работы журнала «Философия образования» обнаружили наличие научно-методологических основ, значимых для развития философии образования, призванной способствовать рефлексии реформ и модернизации образования. Современное российское образование не мыслится без философских основ, позволяющих сформировать рациональное мышление и целостное мировоззрение.
DOI: 10.15372/PHE20210302 |