УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СЕКТОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ОПЫТ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
В.В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: производство научного знания, вузовский дуализм, трансфер технологий
Страницы: 57-73
Аннотация
Введение. В результате системных трансформаций, произошедших в российском социуме на рубеже XX-XXI вв., в организации производства научного знания и его последующего трансфера произошли серьезные изменения. В соответствии с мировыми трендами российские университеты в современных условиях вынуждены ориентироваться на «западные» модели, где одним из ключевых показателей успеха является производство фундаментального знания. В статье обозначены ключевые функции системы науки и образования в современных условиях и выявлены положительные элементы предыдущего опыта развития образовательных систем, которые могут быть успешно адаптированы в российских условиях постиндустриального развития. Методология и методика исследования. Применяемый автором метод философской концептуализации позволил провести ретроспективный анализ изменений структуры, формы и методов производства научного знания и его последующей трансляции в университетском секторе. С помощью этого подхода оказалось возможным выявить реформы, позитивно отразившиеся на развитии высшей школы, определить причины, по которым они были проведены, и обозначить ключевые элементы организации научно-образовательной деятельности, способствовавшие успешному переходу системы образования и науки на качественно новый уровень в изменившихся социокультурных условиях. Результаты исследования. Показано, что университетский, государственный и корпоративный секторы научных исследований, функционирующие в современных условиях, сформировались на рубеже XIX-XX вв. Установлено, что переходный период второй половины XIX в. привел наряду с развитием традиционных университетов и их эволюцией к повсеместному созданию альтернативного научно-образовательного сектора прикладного характера в виде технических, аграрных, педагогических, коммерческих и иных подобного типа колледжей и институтов. Обосновано, что одновременное развитие университетского и неуниверситетского секторов привело к возникновению вузовского дуализма, в рамках которого произошло расширение направлений и форм научных исследований. Показано, что университетский сектор построен по модели интеграции обучения и исследований, в то время как неуниверситетский сектор ориентирован на трансфер научного преимущественно прикладного знания. Заключение. В результате проведенной работы продемонстрировано, что успешное развитие научно-образовательного процесса не требует полного перевода академической науки в университеты. Обосновано, что формирование вузовского дуализма позволяет одновременно успешно развивать научные исследования в университетском и неуниверситетском секторах.
DOI: 10.15372/PHE20210304 |