ЗАМКНУТЫЙ КРУГ НЕРАВЕНСТВА В ОБРАЗОВАНИИ: К ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ПЕРИФЕРИЗИРУЕМЫХ ОБЩЕСТВ
А.А. Изгарская1, Е.А. Гордейчик2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия aizgarskaya@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия ekaterina_nsk@mail.ru
Ключевые слова: образование, неравенство в образовании, миросистемный подход, периферизация, социальные трансформации, приоритетные образцы, инжиниринговый менталитет
Страницы: 103-119
Аннотация
Введение. Современное образование обеспечивает функционирование и воспроизводство мировой системы разделения труда. Этот факт позволяет авторам утверждать, что проблема неравенства в образовании выходит за рамки отдельных государств и подконтрольных им обществ, и, соответственно, необходим адекватный методологический инструментарий для ее описания и изучения. В статье предпринимается попытка рассмотреть с позиции миросистемного подхода механизм формирования образовательного неравенства в периферизируемых обществах, то есть там, где социальные противоречия проявляются наиболее остро. Методология и методика исследования. В качестве методологической основы исследования социокультурных трансформаций периферизируемых обществ авторы используют теоретические конструкции миросистемного подхода И. Валлерстайна, С. Амина, Ф. Кардозо, идеи представителей миросистемной парадигмы в сравнительном образовании Р. Ф. Арнова, Т. Гриффитса и концепцию замкнутого круга неравенства в образовании Р. Флэча. Авторы указывают на близость онтологии, взаимодополняемость идей Р. Флэча и миросистемного подхода, что позволяет им поставить задачу синтеза концепций. На этой основе, а также опираясь на результаты исследований ряда теоретиков сравнительного образования (М. Карнойя, М. Брейя, Г. Орфильда, Чжао Юн), экономистов (А. Алесины, Э. Сполаоре), авторы реконструируют функционирование модели «замкнутого круга неравенства в образовании» Р. Флэча в периферизируемых обществах Результаты исследования. Периферизация общества предполагает процесс его встраивания в мировую систему разделения труда посредством узкой специализации экономики, формирования экспортно-ориентированных отраслей, разрушения отраслей и сфер, которые с этим процессом не связаны, и в результате появления излишков рабочей силы, имущественного расслоения и маргинализации населения. Затраты на систему образования как один из главных институтов воспроизводства рабочей силы оказываются чрезмерными и сокращаются, сама система реформируется. Авторы статьи показывают, что реформа системы образования протекает в общем русле встраивания общества в мировую систему разделения труда, когда элита, заимствуя образцы у стран ядра и гегемона миросистемы, формирует в периферизируемом обществе приоритетные образцы потребления (включая образцы знаний и образования). Формирование приоритетных образцов ведет, с одной стороны, к вытеснению собственной образовательной культуры, подражанию масс элите и неравномерному распространению образца. Поскольку полноценное соответствие приоритетному образцу для большинства населения оказывается недостижимым, то распространяются его имитации. С другой стороны, в бюрократизированных областях, таких как образование, внедрение и трансформация приоритетных образцов вызывает у элиты потребность осуществлять контроль, ранжировать и сокращать тех, кто не соответствует представлению о «приоритетном». Новые заимствования и распространение приоритетных образцов позволяют элите сохранять за собой право на символическую власть и закреплять формирующееся неравенство. Заключение. На основе полученных результатов авторы предлагают для обсуждения вопросы о перспективах совершенствования построенной модели и возможностях интерпретации на ее основе эмпирического материала трансформации обществ на постсоветском пространстве.
DOI: 10.15372/PHE20210307 |