Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.16.51.237
    [SESS_TIME] => 1732192225
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e0c2a20d255268d78d2d4e207ddac500
    [UNIQUE_KEY] => 7bebd7575c7ba19a5ba29ba5fb3375ae
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 3

КОНТУРЫ ПРАКТИКОСООБРАЗНОГО КУРСА ФИЛОСОФИИ

С.Ф. Васильев, И.В. Демин
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, Россия
ghjrk@rambler.ru
Ключевые слова: преподавание философии, практическая философия, философская практика, прагматизм, духовные упражнения, теоретическая позиция, жизненная позиция, проблемная ситуация
Страницы: 120-135

Аннотация

Введение. Целесообразность акцента на практикосообразности в преподавании философии в вузе обусловлена общим «практическим поворотом» в назначении и формах существования современной философии. «Практический поворот» не означает отказа от теории, но он требует внести в восприятие философии практический элемент. Для философских курсов в вузе крайне актуально изменить саму концепцию их построения, чтобы привести ее в соответствие с философской практикой. В настоящей статье предпринимается попытка прояснить основополагающие понятия и нормы, образующие фундамент практикосообразного видения курса философии. Методология и методика исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили метафилософские установки, связывающие философию главным образом с человекотворческой функцией, задачами духовной самотрансформации личности. Авторы опираются на персонализм как ориентацию, проявившую себя во многих формах теоретического и практического освоения реальности, а также идеи П. Адо, М. М. Бахтина и М. Фуко. Этот обобщенный подход позволяет рассматривать духовный опыт личности максимально открыто и многосторонне, уходя от рисков отвлеченного теоретизирования, а значит, и сопутствующего имперсонализма - возникающих при реализации метафилософских подходов наукообразной и «профетической» философии. Результаты исследования. Если результатом освоения «чистой» философской теории является продуманная теоретическая позиция обучающегося по какой-либо философской проблеме, то результатом освоения курса философии, приближенного к практике, выступает определенная жизненная позиция, сопряженная с теоретической позицией. В статье разграничиваются понятия теоретической и жизненной позиций, приводится типология взаимоотношений этих позиций, обосновывается необходимость гармоничного взаимодействия между ними. В практикосообразной цели преподавания и обучения философии можно выделить по крайней мере две взаимообусловленные формы философской практики: философский праксис-2 как сверхзадачу - духовно-личностную практику, самотрансформацию личности, достигаемую посредством плодотворного взаимообогащения теоретической и жизненной позиций, и философский праксис-1, направленный на выявление практических следствий из теории и представляющий собой промежуточную ступень на пути от «чистой» теории к философскому праксису-2. Заключение. Акцент на практикосообразности в преподавании философии в вузе может способствовать повышению уровня мотивации обучения, лучшему усвоению материала и возрастанию значимости философии как учебной дисциплины, формирующей целостное мировоззрение студентов на основе разнообразных методик философской практики.

DOI: 10.15372/PHE20210308
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину