КОНТУРЫ ПРАКТИКОСООБРАЗНОГО КУРСА ФИЛОСОФИИ
С.Ф. Васильев, И.В. Демин
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, Россия ghjrk@rambler.ru
Ключевые слова: преподавание философии, практическая философия, философская практика, прагматизм, духовные упражнения, теоретическая позиция, жизненная позиция, проблемная ситуация
Страницы: 120-135
Аннотация
Введение. Целесообразность акцента на практикосообразности в преподавании философии в вузе обусловлена общим «практическим поворотом» в назначении и формах существования современной философии. «Практический поворот» не означает отказа от теории, но он требует внести в восприятие философии практический элемент. Для философских курсов в вузе крайне актуально изменить саму концепцию их построения, чтобы привести ее в соответствие с философской практикой. В настоящей статье предпринимается попытка прояснить основополагающие понятия и нормы, образующие фундамент практикосообразного видения курса философии. Методология и методика исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили метафилософские установки, связывающие философию главным образом с человекотворческой функцией, задачами духовной самотрансформации личности. Авторы опираются на персонализм как ориентацию, проявившую себя во многих формах теоретического и практического освоения реальности, а также идеи П. Адо, М. М. Бахтина и М. Фуко. Этот обобщенный подход позволяет рассматривать духовный опыт личности максимально открыто и многосторонне, уходя от рисков отвлеченного теоретизирования, а значит, и сопутствующего имперсонализма - возникающих при реализации метафилософских подходов наукообразной и «профетической» философии. Результаты исследования. Если результатом освоения «чистой» философской теории является продуманная теоретическая позиция обучающегося по какой-либо философской проблеме, то результатом освоения курса философии, приближенного к практике, выступает определенная жизненная позиция, сопряженная с теоретической позицией. В статье разграничиваются понятия теоретической и жизненной позиций, приводится типология взаимоотношений этих позиций, обосновывается необходимость гармоничного взаимодействия между ними. В практикосообразной цели преподавания и обучения философии можно выделить по крайней мере две взаимообусловленные формы философской практики: философский праксис-2 как сверхзадачу - духовно-личностную практику, самотрансформацию личности, достигаемую посредством плодотворного взаимообогащения теоретической и жизненной позиций, и философский праксис-1, направленный на выявление практических следствий из теории и представляющий собой промежуточную ступень на пути от «чистой» теории к философскому праксису-2. Заключение. Акцент на практикосообразности в преподавании философии в вузе может способствовать повышению уровня мотивации обучения, лучшему усвоению материала и возрастанию значимости философии как учебной дисциплины, формирующей целостное мировоззрение студентов на основе разнообразных методик философской практики.
DOI: 10.15372/PHE20210308 |