МОДЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА"
А.В. Екатеринушкина, Н.С. Жданова, Ю.С. Антоненко
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия savsof@mail.ru
Ключевые слова: эксперимент, эмпирическое исследование, модель магистратуры, образовательная программа, дизайн-проектирование
Страницы: 136-147
Аннотация
Введение. Конкурентоспособность магистра дизайна обеспечивается комплексом общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе реализации образовательной программы вуза. Если в бакалавриате учебный процесс направлен на подготовку специалиста прикладного уровня, то в магистратуре - на приобретение навыков научно-исследовательской работы. Деятельность будущего магистра дизайна имеет не только личностную, но и общественную значимость. Методика исследований магистрантов представляет собой квазипрофессиональную модель - систему методов и средств научно-проектной деятельности в условиях, максимально приближенных к профессиограмме дизайнера. Методология и методика исследования. Основной частью магистерской диссертации является эксперимент, где студенты должны продемонстрировать свои научно-исследовательские навыки и умения. Общая методология научных экспериментов разработана давно и сегодня представляет стройную систему. Однако в каждой области деятельности есть свои особенности, изменяющие как общие положения, так и результат деятельности. В области дизайна накоплен определенный опыт экспериментальной работы, однако еще не выстроена строгая система. Кроме того, в обучении дизайнеров в рамках двухуровневой образовательной системы «бакалавриат - магистратура» все еще наблюдается отсутствие преемственности и непрерывности во владении некоторыми компетенциями. Моделирование эмпирической части исследования способствует эффективному продвижению студента на пути к профессионализму. Эмпирическая модель является матрицей планирования эксперимента и позволяет минимизировать число необходимых испытаний. В ее структуре предусмотрены устойчивые и переменные компоненты, наличие которых не только делает ее универсальной, но и предоставляет различные варианты в зависимости от темы и цели. Результаты исследования. Реализация эмпирической модели осуществляется магистрами поэтапно. Каждый этап сопровождается своим комплексом методов и обработкой данных. Тема и цель исследования магистрантов являются ориентиром на получение новых данных об объектах, например, уточнение групп критериев: функциональных, эргономических, эстетических; определение путей достижения высоких потребительских качеств и т. д. В соответствии с моделью на первом этапе магистранты осуществляют анализ базового интерьера, устанавливают его исходный уровень и составляют прогноз возможности достижения более высокого уровня. Далее происходят выборка и реализация воздействий на объект проектирования, обеспечивающих прирост заявленных групп потребительских качеств, на основе которых формулируются первичные рекомендации. Авторский проект позволяет проверить и скорректировать формулировки. В результате исследования презентуется комплекс универсальных методических рекомендаций для определенной типологической группы интерьеров. Заключение. Внедрение эмпирической модели в научно-исследовательскую работу показало достаточность всех элементов ее структуры и их логику, что привело к эффективному достижению результатов. Это продемонстрировали успешные защиты магистерских диссертаций. Модель позволяет прийти к осмыслению значимости учения, личностной мотивации и активности, обеспечивая более высокий уровень сформированности компетенций, наиболее полно воссоздавая профессиограмму дизайнера высшей категории.
DOI: 10.15372/PHE20210309 |