РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ: ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Ю.В. Логиновская
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия urucel@yandex.ru
Ключевые слова: творческий потенциал, творческое сознание, критерии творческого развития
Страницы: 148-163
Аннотация
Введение. В прогнозировании образования акцентируется проблема развития творческого потенциала учащихся, обусловливающего лидерство во всех сферах общественного бытия. Ключевым аспектом этого процесса является атрибут сознания и творческого становления человека. Цель исследования - проанализировать понятие творческого потенциала с логико-семантических и культурно-исторических позиций, что позволит выявить его существенные характеристики и выработать критерии творческого развития в образовательном процессе. Фокус исследования направлен на разработку критериев творческого сознания. Методология и методика исследования. Методологический анализ принципов, условий и форм проявления творческого потенциала как атрибута сознания позволяет выделить основные параметры сознательной творческой деятельности, в ходе которой нарабатывается творческий потенциал. В настоящем исследовании используется системный подход, методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Методология изучения творческого потенциала включает также логико-семантический и культурно-исторический аспекты. Результаты исследования. Проведенный анализ позволил выявить и представить основные характеристики творческого сознания, становления и наличия творческого потенциала. Уточнены и разграничены понятия человеческого и творческого потенциала. Выделены и обоснованы критерии определения творческого потенциала (наличие наблюдателя, парадокс, самоорганизация и др.), отличающие творческое сознание от обыденного. Показано, как творческий потенциал коррелирует с внутренним миром человека. Приведены основные образовательные подходы, способствующие раскрытию творческого потенциала человека. Заключение. Осмысление понятия творческого потенциала с позиций философии сознания расширило понимание и возможности его исследования. Философско-методологическая разработка критериев творческого потенциала позволяет применить их в образовательно-воспитательном процессе через виды образовательных взаимодействий, в которых активизируется творческий аспект сознания. Выделенные критерии могут быть использованы в педагогической практике и дальнейших философских, педагогических и методологических исследованиях.
DOI: 10.15372/PHE20210310 |