ВЗГЛЯД НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Е.С. Тихомирова
Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия ekaterina.tikhomirova@mail.ru
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, философия воспитания, высоконравственная личность, самосовершенствование, сознание, внутренний мир, управление развитием
Страницы: 164-180
Аннотация
Введение. В статье рассматривается актуальная для современного российского общества проблема духовно-нравственного развития и воспитания. Делается акцент на сформированном в России социальном запросе на интеллигентную, высоконравственную, обладающую духовными ценностями социально-активную личность. Методология и методика исследования. Объектом исследования выступает духовно-нравственное развитие и воспитание в современном российском обществе. Предметом исследования являются отдельные подходы к духовно-нравственному развитию и воспитанию человека в современной науке об образовании. Социально-философский подход в исследовании обеспечивает анализ духовно-нравственного развития человека, его природы и многомерности в качестве основы его развития. Учитывая взаимовлияние системы «общество - образование - человек», способствующей синтетическому пониманию сложного процесса человеческого развития и совершенствования, автор включает в методологию философии воспитания феномен сознания, позволяющий рассматривать развитие духовно-нравственных качеств человека сквозь призму совершенствования его внутреннего духовного мира. Результаты исследования. Проанализированы современные подходы к пониманию развития человека (В. П. Веряскина, Д. И. Дубровский, А. В. Иванов, М. В. Жульков и др.), обоснована актуальность феномена сознания в процессе духовно-нравственного становления. Проведенный анализ выделяет потребность в комплексном исследовании духовно-нравственного развития и воспитания личности как системы. Определение методологической роли феноменов сознания в этой системе требует доработки их методологической и методической основ для дальнейшей прикладной деятельности в этой сфере с учетом наработок философии воспитания, феноменологии сознания, философии сердца, философии русского космизма, а также иных концепций, изучающих процессы саморазвития, самосовершенствования и управления собственным развитием. Заключение. В статье намечены предпосылки и условия для духовно-нравственного развития и воспитания в современном российском обществе. Повышение роли личности в управлении своим духовно-нравственным развитием требует создания среды, способствующей такому развитию на основе внедрения современных прикладных и методологических решений; применения социально-философских и междисциплинарных подходов; обеспечения взаимодействия и сотрудничества в проблемной сфере; построения новой системы духовно-нравственного воспитания с учетом современных научных разработок в области формирования сознания и мышления, акцентированных на развитии конкретных нравственных качеств личности и ее внутреннего духовного мира, процессов самопознания и самосовершенствования.
DOI: 10.15372/PHE20210311 |