Цифровизация высшего образования: возможные пути развития
А.А. Муравьёва, О.Н. Олейникова
Национальный офис Erasmus+ в России, Москва, Россия info@erasmusplusinrussia.ru
Ключевые слова: цифровизация, эпистемология, агентность, компетенции, обеспечение качества
Страницы: 5-18
Аннотация
Введение. Статья посвящена актуальным процессам в области цифровизации высшего образования. Цель исследования - в выявлении системных факторов, определяющих устойчивость процессов цифровой трансформации в сфере образования для минимизации актуальных и возможных рисков. Новизна состоит в предлагаемом аналитическом фрейме с включением в него в качестве системного фактора изменение эпистемологий. Методология. Исследование проводилось в рамках сравнительной методологии с использованием методов сбора эмпирической информации, интерполяции, анализа и обобщения, качественного контент-анализа, понятийно-терминологического анализа, интерпретации. Предлагаются три условных уровня рассмотрения: макроуровень (уровень национальных стратегий и регулирования), мезоуровень (уровень стратегий и регулирования в рамках системы высшего образования) и микроуровень (институциональный уровень). Системные закономерности развития в рамках этих уровней обусловлены факторами метауровня, то есть философскими и социокультурными факторами, которые, по сути, формируют онтологическое пространство существования этих уровней и влияют на изменение эпистемологий, а также на формирование цифровой агентности. Обсуждение. Предложен ряд направлений повышения эффективности цифровизации высшего образования, важнейшим из которых является исследование изменения эпистемологий и влияния этих изменений на ценностные системы в образовании. В качестве практических шагов для поддержания процессов цифровизации предлагается разработка интегрированной стратегии цифровизации на уровне вуза, создание облачных ресурсов для различных целевых групп, разработка пошаговых инструкций и методических рекомендаций по их использованию, стимулирование сетевого взаимодействия в рамках совместного использования ресурсов и обмена, создание системы повышения квалификации преподавателей и методистов с использованием электронной платформы. Заключение. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы для расширения поля научных исследований проблем цифровизации высшей школы, а также для совершенствования политик и практик на институциональном уровне.
DOI: 10.15372/PHE20210401 |