Феномен педагогической веры
З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: вера, педагогическая вера, социально-педагогическая деятельность, любовь к детям
Страницы: 115-126
Аннотация
Введение. Разработка понимания педагогической веры в рамках философии образования связана с утратой фундаментальных основ педагогической деятельности. Одним из решений этой проблемы может стать формирование педагогической веры у будущих социальных педагогов. Методология. В ходе исследования мы опирались на интеграцию философско-педагогических воззрений и изучение феномена педагогической веры в соотношении с образовательной деятельностью. Раскрыто понятие «вера» в истории развития философской мысли, что дало возможность проникнуть в суть понимания специфики педагогической веры. Обсуждение. Обращение к проблеме веры в трудах Гераклита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов дает априорное объяснение этого феномена. Работы Н. Бердяева, М. Бубера, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, С. Кьеркегора, Б. Рассела, Д. Юма и К. Ясперса в аспекте разработки сущностных характеристик феномена веры имеют субъективистский характер, обусловленный в большей степени христианской моралью. Классиками педагогики (Ш. А. Амонашвили, Дж. Дьюи, С. Т. Шацкий) и современными отечественными педагогами (В. Л. Бенин, М. И. Макарова, С. Соловейчик, В. Д. Шадриков) феномен педагогической веры признается частью общей педагогической культуры. Заключение. Педагогическая вера включена в общую педагогическую культуру и находит выражение в любви к детям на основе идеальной модели человеческого образа. Механизмами реализации педагогической веры выступают доверие к ребенку и педагогическое смирение. Необходимость ее понимания и признания способствует росту педагогического творчества и духовному совершенству учителя и ученика. Перспективой дальнейшего исследования может стать формирование родовой категории «педагогическая культура» и категории «педагогическая вера».
DOI: 10.15372/PHE20210404 |