Критическое мышление в стандартах высшего образования: философия в транспортном университете
С.В. Соловьева
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия metaphisica2@gmail.com
Ключевые слова: критика, критическое мышление, образовательный стандарт, компетентностный подход, мягкие навыки, инженерная подготовка, профессия, дилетантизм
Страницы: 5-19
Аннотация
Введение. Внедряемый компетентностный подход рождает множество вопросов, среди которых: какие навыки должны входить в портфель базовой грамотности XXI в.? Вне зависимости от той или иной позиции критическое мышление относится к универсальным компетенциям в высшем образовании. Цели исследования - экспликация и сравнение концептов критического мышления, предложенных философами, экспертами и практиками образовательной деятельности. Методология. Объект исследования - концепт критического мышления в инженерном образовании. Предмет исследования - место и смысл критического мышления в стандартах высшего образования России (рассмотрен на материале транспортного университета). В качестве приоритетной методологии используется критический, конструктивистский и компетентностный подходы. Обсуждение. Во ФГОС ВО 3++ в перечне универсальных компетенций присутствует позиция формирования «критического мышления» (УК-1). Эта компетенция должна быть сформирована у всех студентов транспортного университета. Конфликт между экспертами (преподаватели, менеджеры, философы) связан с разным пониманием содержания компетенции, ее места в образовательной программе и влияния на профессионализм. Обосновывается мысль, что резкое сокращение объема и номенклатуры курсов сегмента soft skills, неверное толкование понятия и методологии критического мышления менеджерами (делающими ставку на четкое следование стандарту) ведут к росту дилетантизма в преподавании, демонстрируют разрыв философских научных исследований с практикой обучения философии в транспортном вузе. Заключение. Практика формирования критического мышления у студентов инженерных направлений подготовки обнаруживает противоречие между пониманием профессии как системы квалификационных требований (где критическое мышление не имеет значения) и модели профессии как динамического портфеля компетенций (где без него нельзя выстроить успешную карьерную траекторию).
DOI: 10.15372/PHE20220201 |