Модель практико-ориентированного обучения в философии критического рационализма
А.К. Ерохин1,2
1Университет прокуратуры Российской Федерации, Владивосток, Россия alker@list.ru 2Дальневосточный юридический институт, Владивосток, Россия
Ключевые слова: философия образования, теория фальсификации Карла Поппера, объективная парадигма образования, субъективно ориентированная парадигма, традиционное обучение, практико-ориентированное обучение, критическое мышление, практическая педагогика, социотехника, кибернетическая дидактика
Страницы: 20-34
Аннотация
Введение. Философские основания практико-ориентированного обучения были заложены критическим рационализмом, оказавшим огромное влияние на образование и науку. С целью определения ценности практико-ориентированной модели обучения необходимо обсудить базовые основания критико-рационалистической философии образования. Методология. Исследование базируется на изучении проблематики критического рационализма в научной литературе с применением методов концептуально-смыслового и сравнительного анализа. Дискуссия по вопросам формирования современной парадигмы образования разворачивается в философии образования К. Поппера, Х. Альберта и В. Брецинка, а также в трудах М. Н. Берулавы, В. А. Канке, И. Б. Костиной, Л. В. Хохловой, М. Г. Заборской. Обсуждение. Обращается внимание на две основные образовательные парадигмы: «познавательную», направленную на получение знания, и субъективно ориентированную, нацеленную на развитие субъекта и его когнитивных характеристик с помощью новых технологий обучения. Объектами критического анализа являются эмпирическая парадигма, фальсификационный подход к педагогическим исследованиям, сложные отношения между педагогической теорией и практикой, а также проблема нейтральности ценностей в педагогической науке. Полученные результаты позволяют представить дискуссионную, но, по-видимому, неизбежную роль преподавателя в учебном процессе как субъекта, побуждающего студента не столько к знаниям, сколько к приобретению полезных навыков самообучения. Заключение. Делается вывод о положительном влиянии критического рационализма на профессиональный опыт преподавателей. Методологическая многозначность критического рационализма помогает учителям не только расширять свои знания, но и создавать многообразие учебной среды и максимизировать успехи учащихся.
DOI: 10.15372/PHE20220202 |