Образовательное неравенство в современной Монголии: к проблеме социокультурных трансформаций периферизируемых обществ
А.А. Изгарская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия aizgarskaya@gmail.com
Ключевые слова: миросистемный подход, периферизация обществ, социальное неравенство, образовательное неравенство, система образования в Монголии
Страницы: 82-98
Аннотация
Введение. Монголия, подобно многим странам постсоветского пространства, в течение XX в. дважды претерпевала процесс периферизации: со стороны расширяющейся системы социализма и со стороны капиталистической мир-экономики. Исследование образовательного неравенства на примере Монголии позволяет установить различия результатов этих двух вариантов периферизации. Методология. Интерпретация динамики образовательного неравенства в Монголии осуществляется на основе миросистемного подхода (И. Валлерстайна), концепции периферизации обществ S. Amin, ряда исследований, предпринятых представителями миросистемной парадигмы в сравнительном образовании и критической педагогике (R. F. Arnove, T. G. Griffiths, G. Steinert-Khamsi и I. Stolpe). На материале Монголии развивается идея о множественности и структурном разнообразии периферизирующих центров. Обсуждение. Сформированная в процессе социалистической периферизации образовательная система Монголии соответствовала задачам развития национальной экономики и учитывала специфику ее сельского хозяйства. Результаты интеграции Монголии в систему социалистического разделения труда и создания соответствующей системы производства, а также системы образования можно рассматривать как пример социальной коэволюции, когда наличие иерархии ведет к росту периферии. Распад системы социализма в Монголии сопровождался ростом социального и образовательного неравенства. Система школьного образования востребована широкими слоями и способна отчетливо отражать динамику социального неравенства в современном монгольском обществе. Факт внедрения образовательных образцов стран с высоким уровнем доходов и оседлым населением в систему образования общества, где треть населения является кочевыми скотоводами, обнаруживает очевидные несоответствия заимствуемых элементов реалиям современной Монголии. Заключение. Система образования Монголии в условиях текущей периферизации постсоветского пространства со стороны ядра миросистемы способствует закреплению социального неравенства. При отсутствии необходимого финансирования импортируемые в Монголию образовательные образцы трансформируются в реалиях образовательного процесса монгольских школ, а также становятся фактором трансформации домохозяйств скотоводов-кочевников.
DOI: 10.15372/PHE20220206 |