На пути к здоровью общества Часть 1. Формы познания и преобразования социума на основе системно-философского мировоззренческого подхода
Е.В. Ушакова1, Б.Н. Кагиров2, Т.С. Косенко3, И.В. Яковлева3
1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 2Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия uhova2005@mail.ru 3Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: системно-философский мировоззренческий подход, дедуктивный метод познания, сферы деятельности, формы познание общества
Страницы: 113-127
Аннотация
Введение. Современный социальный мир преобразуется с ускорением. Векторы таких изменений неоднозначны и могут иметь несколько основных направлений: дальнейшее социальное развитие и совершенство; стабилизация общественной жизни с помощью обновляющихся и новых социальных технологий или деградация и деконструкция людей и общественного сознания. С целью поиска идеи гармоничного, здорового межличностного и социального существования и для достижения баланса многоуровневой социальной жизни разрабатываются основные векторы социального бытия: 1) развитие и совершенство; 2) стабилизация (консервация) существующего положения на определенном отрезке социального времени; 3) деградация и распад (деконструкция); 4) новые формы социальной организации как ростки будущей общественной жизни. Методология. В журнале «Философия образования» предлагается серия научных статей в контексте общей тематики «На пути к здоровью общества», где будут рассмотрены два мировоззренческих плана: гносеологический и практический (праксиологический), применимые для последующих системно-философских методологических умозаключений. Обсуждение. Проблема выявления современных способов познания социальной динамики с учетом ее специфики на разных уровнях общественного бытия требует адекватного познания социального мира. Главные вопросы обсуждаемой темы: какой вектор (направление) преобразований при этом выбирается? отдается ли предпочтение развитию и совершенству, или стабилизации (консервации) существующего положения, или деградации и распаду (деконструкции)? Заключение. Обсуждение идей организации гармоничной жизни современного общества как основы общей аксиоматики системно-философского подхода указывает на то, что реальное изменение современного социума разновекторное. Путь глобальной и региональной социальной переходности - это путь ноосферы. Противоположный путь - это путь некросферы. Но следует подчеркнуть, что большинство современных социальных систем и межличностных отношений носит промежуточный, гибридный характер. Эти гибридные системы и взаимодействия также в дальнейшем подлежат всестороннему социально-философскому изучению.
DOI: 10.15372/PHE20220208 |