Проблемы трансформации роли преподавателя в условиях применения междисциплинарного подхода в образовательном процессе
Д.Н. Куликова, И.В. Белова
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия d.kulikova@corp.nstu.ru
Ключевые слова: трансформация высшего образования в России, роль преподавателя в учебном процессе, междисциплинарность
Страницы: 143-157
Аннотация
Введение. Классическая модель высшего образования, обусловленная классно-урочной системой, не отвечает вызовам современной действительности. В настоящее время ведутся дискуссии о необходимости трансформации системы высшего образования. Целью исследования является определение направления трансформации роли преподавателя и в соответствии с этим выявление методологии междисциплинарного подхода. Методология. В исследовании используется системный подход, который дает возможность изучать отдельные элементы системы высшего образования, их взаимосвязь и взаимовлияние, изменение системы высшего образования в целом и отдельных ее элементов под влиянием вызовов внешней среды, в результате чего происходит трансформация системы в целом, а также корректировка норм и правил функционирования системы, роли и функций отдельных элементов. Обсуждение. В условиях развития информационных технологий, информационного вызова необходимы изменения в методиках обучения, прежде всего в высшей школе. Ведущие эксперты и аналитики, используя форсайт, проанализировали изменения, которые происходят и будут происходить в различных профессиональных сферах, в том числе в сфере образования, и представили результаты своего исследования в виде «Атласа будущих профессий». На основании анализа этого «Атласа» можно сделать выводы о том, в каком направлении будет трансформироваться высшее образование и как будет меняться образовательный процесс, какие будут ориентиры в методиках обучения. В статье анализируются изменение роли преподавателя в образовательном процессе, трансформация в методиках преподавания, особенно личностно-ориентированные технологии и их значение в процессе обучения. Также обращается особое внимание на новые подходы к образовательной парадигме, связанные с междисциплинарностью. Заключение. Особое внимание уделяется междисциплинарному подходу при подготовке студентов направления «Зарубежное регионоведение», предлагаются различные подходы к разъяснению проблемы трансформации роли преподавателя.
DOI: 10.15372/PHE20220210 |