Оценка эффективности заданий по социальной и политической философии с помощью метода контент-анализа
М.В. Козлова, М.С. Бухтояров, Л.А. Елизова
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия sfufilosof@gmail.com
Ключевые слова: преподавание философии, KH Coder, социальная и политическая философия, общество, государство, образ будущего, количественный контент-анализ
Страницы: 158-168
Аннотация
Введение. Применение цифровых технологий в преподавании философии в высшей школе требует новых подходов к оценке качества содержания обучения. Письменные работы студентов, предполагающие создание текстов с использованием философских понятий, могут быть источником данных для анализа и оценки успешности подхода, применяемого в преподавании дисциплины философия. В качестве целеполагания для определения характеристики педагогического эффекта с помощью частотного анализа анализируется одно из заданий онлайн-курса дисциплины «Философия» по теме раздела «Социальная и политическая философия». Методология. В статье представлен метод количественного контент-анализа для определения частотности употребления понятий социальной и политической философии в студенческих эссе. На примере письменных работ, выполненных в рамках задания «Утопия» онлайн-курса по дисциплине «Философия», проанализировано использование студентами социально-философских понятий в форме эссе, посвященных будущему человечества. Полученные результаты представлены в виде категорий, основанных на принадлежности выявленных терминов к общим понятиям, и терминов, относящихся к изучаемой теме. Обсуждение. Выявлено, что самые часто встречающиеся в текстах имена существительные представляют собой наиболее общие категории социальной и политической философии, однако специальная терминология употребляется сравнительно редко. На основании результатов исследования подтверждается гипотеза о том, что количественный контент-анализ, в частности выявление наиболее употребляемых понятий раздела «Социальная и политическая философия» в работах студентов, размещенных в электронном курсе, может стать основой для совершенствования содержания и разработки заданий курса. Заключение. Применение количественных методов анализа студенческих работ показало возможность использовать их в качестве источника данных для социально-философских исследований образа будущего у студенческой молодежи.
DOI: 10.15372/PHE20220211 |