Цифровая репрезентация личности в виртуальной образовательной среде
В.В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: цифровизация, социализация, формирование личности, дистанционные технологии, коммуникационный разрыв
Страницы: 69-81
Аннотация
Введение. В условиях виртуализации образовательного пространства происходит изменение отношений между субъектами образовательного взаимодействия. В работе представлены результаты проведенного философского анализа, позволившего выявить причины возникновения разрыва между личностью субъекта и ее цифровой репрезентацией. Методология. В исследовании используются социально-философский и педагогический подходы, что дает возможность выявить обусловленность процессов развития системы образования внешней средой, в которой происходит трансформация форм и видов коммуникации, определить причины возникновения рассогласованности между реальной и виртуальной личностью в цифровой образовательной среде и обозначить ключевые элементы организации образовательной деятельности, способствующие минимизации возникающего разрыва в изменившихся социокультурных условиях. Обсуждение. Межличностная коммуникация двух полноценно развитых субъектов, возникающая в процессе трансляции знаний в виде информации, является одним из эффективных способов социализации. Цифровая репрезентация личности участника образовательного процесса возникает под воздействием информационно-коммуникационных технологий как ответ на неопределенность, характерную для виртуального пространства. В совокупности с возможностью самоконструирования эта особенность создает обособленность от реальной личности индивида, частично устраняет систему формальных социальных статусов, что означает отказ от привычных оснований для социальной самокатегоризации. Заключение. В результате анализа выявлена совокупность черт индивида, которые в разной мере основываются на его реальных личностных особенностях, оказывающих непосредственное влияние на деятельность в виртуальной среде. Установлено, что значительный разрыв между цифровой и реальной личностью создает ее конструируемый характер как стремление к анонимности, позволяющее пользователю не ограничивать себя в формировании черт, не соответствующих его настоящей индивидуальности.
DOI: 10.15372/PHE20220305 |