Концептуальный плюрализм теории и практики развития образования в журнале "Философия образования" (2011-2015 гг.)
И.В. Яковлева1, Т.С. Косенко1, Е.В. Ушакова2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия uhova2005@mail.ru 2Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: концептуальный плюрализм, философия образования, разделы журнала "Философия образования", аналитический фрейм, онтология образования, эпистемология образования, аксиология образования, праксиология образования
Страницы: 136-209
Аннотация
Введение. Представление о концептуальном плюрализме, составляющем смысловое содержание науки об образовании, получило резонансный дискурс в российской и зарубежной философии образования. Обзорная статья имеет целями исследование и осмысление ключевых теорий, концептуальных положений и образовательных парадигм в рамках социально-философской диалектики эволюционных процессов образования. Методология обзорного материала задается рамками рассмотренных научных статей в журнале «Философия образования» в период 2011-2015 гг. на основе использования аналитических методов интерпретации авторских дискурсов. Обсуждение. Изучение исследовательских программ развития философии образования позволило выделить корпус концептуальных предпосылок, являющихся базисными для создания теории и практики развития философии образования. Осуществлена оценка границ применимости представленных концептов, обозначены проблемы и противоречия, связанные с их учетом в образовательной практике. Необходимость исследования концептуального плюрализма в образовании продиктована поиском векторов направленности развития человеческого общества и роли образования в этом прогрессе. Заключение. На основе анализа исследовательского материала показано, что при содержательных различиях в разработанных методологических подходах философии образования существует относительно стабильный корпус ключевых концептов (субъектность образования; интеграция науки, образования и производства; плюрализм мнений; различные алгоритмы оценки государственных реформ; рациональность, критичность и др.). Этот корпус отражает примат онтологических, эпистемологических, аксиологических и праксиологических (инструментальных) образовательных альтернатив. Их эвристический потенциал значим для понимания фундаментальных оснований современного образования, а также применим как методический инструмент конструирования образовательных программ стратегического и тактического назначения.
DOI: 10.15372/PHE20220309 |