Р. ДЕКАРТ: ПРОЯВЛЕНИЯ И ИСКРЕННЕЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ, И СТРАХА ПЕРЕД ЦЕРКОВНОЙ ИНКВИЗИЦИЕЙ
В.П. Горан
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия goran@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: Декарт, инквизиция, страх, религиозность, анонимный оппонент, Бурден, человек, разум, телесный мозг, бестелесная субстанция
Страницы: 3-22
Аннотация
Проявление страха перед инквизицией оценено как один из крайних пределов диапазона многосторонних мировоззренческих и философских ориентаций Декарта. Зафиксировано, что этот страх сочетается у философа с искренней внутренней религиозностью. Отмечено, что наличие у него именно такой религиозности обусловлено почти десятилетним обучением в иезуитском колледже. А известие о приговоре инквизиции Галилею актуализировало для Декарта значимость его приверженности религиозным взглядам. Наиболее не только активно, но и воинственно эта приверженность проявилась в выступлениях Декарта против двух недостаточно, по его оценке, проявивших ее оппонентов философа: автора, пожелавшего остаться анонимным, и католического священника Бурдена. Выявлена обусловленная такой степенью религиозности Декарта его неспособность адекватно воспринять и учесть в полемике с этими авторами их доводы в пользу признания разума человека не бестелесной субстанцией, а продуктом функционирования его телесного мозга. Но если относительно анонимного автора Декарт был вынужден довольствоваться выражением своего несогласия с ним в специальной статье, то относительно Бурдена он не ограничился выражением своего несогласия с ним в публичной полемике в печати, но еще и осуществил фактически донос на священнослужителя его высокопоставленному церковному начальнику.
DOI: 10.15372/PS20230201 EDN: SHSLPO
|