Региональный компонент в содержании образования: социально-педагогические подходы
С.С. Лопатина, Н.В. Отургашева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Россия lopatina-ss@ranepa.ru
Ключевые слова: русский язык как иностранный, социокультурная адаптация, региональный компонент, лингвострановедческая подготовка, принцип коммуникативности, практико-ориентированный характер языковой подготовки
Страницы: 38-53
Аннотация
Введение. Актуальность выбранной темы обусловлена существующим многообразием учебников и учебных пособий и вместе с этим отсутствием четких критериев отбора страноведческого и лингвокультурологического материала. В контексте реализации концепции регионализации высшего образования представлен проект учебника по русскому языку для иностранных граждан с целью поиска и интерпретации информации о способах решения проблемы успешной социокультурной адаптации иностранных граждан в России. Методология исследования обусловлена базовым определением регионального компонента в содержании образования для осмысления перспектив его реализации в практике обучения студентов-иностранцев. Компетентностный, коммуникативный и социокультурный подходы, а также различные концептуальные взгляды на проблемы создания современного учебника русского языка для иностранцев отражают специфику г. Новосибирска с географической, исторической и социально-педагогической позиций. В целях решения проблем социокультурной адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве российских вузов для обсуждения предложен проект учебного пособия «Новосибирск: добро пожаловать!». Обсуждение. Принцип регионализации обусловил выбор текстуального наполнения учебника для иностранцев, принцип коммуникативности обеспечил последовательность изложения материала от сведений общего характера к локальным и конкретным темам. Социально-педагогический подход стал источником ценностно-маркированного содержания издания. Коммуникативный и компетентностный подходы определили последовательность и специфику текстов, заданий и упражнений, моделирующих реальные ситуации общения, формирующих у студентов навык самостоятельного решения языковых, речевых, коммуникативных и познавательных задач. Заключение. Принципы регионализации и речевой компетентности в сочетании с коммуникативным подходом в обучении являются целесообразным ориентиром для отбора и структурирования языкового материала в процессе подготовки регионально ориентированных учебных изданий по русскому языку, предназначенных для иностранцев.
DOI: 10.15372/PHE20230303 EDN: CLFWAH
|