|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 3.147.68.201
[SESS_TIME] => 1732178487
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => d75ca0ca673b575bbc27aedae8c95f6f
[UNIQUE_KEY] => 19eb6159680f084380a50a8607dbf8d4
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2023 год, номер 3
Т.В. Мельникова
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия mtv-10@mail.ru
Ключевые слова: философия права, теория права, юридическое образование, аксиология, демаркация
Страницы: 5-18
Аннотация >>
Введение. Проблема соотношения философии права и теории права является чрезвычайно актуальной для поиска ответов на ряд вопросов в сфере образовательной деятельности. В целях повышения эффективности и целесообразности преподавания философии права и теории права следует выявить ее специфику, применяя аксиологический подход. Методология представлена обзором литературных источников по проблеме демаркации философии права и теории права. Для разграничения указанных отраслей знания используется аксиологический подход как методологический регулятив в философии образования, содержащий многоаспектное и концентрированное ценностное содержание образовательных целей и ориентиров. Обсуждение. Показано, что философия права как раздел философии - это система знания о сущности права, наиболее общих законах познания права; предмет теории права - обобщение знаний о существующем правовом регулировании и тенденциях его развития. В аксиологическом аспекте предмет философии права - это исследование формирования правовой системы ценностей человека и общества, а предмет теории права - анализ явлений права как формы и содержания. Аксиология права в качестве философской отрасли знания обладает такими признаками, как комплекс правовых аспектов социальной среды, представленный ценностными ориентирами философского познания, субъективностью философских образов права, в то время как теоретико-правовое постижение права характеризуется праксиологической природой, стремлением к свободе от влияния субъективных предпочтений познающего субъекта и индуктивным мышлением. Акцентируются различия между социально-правовой философией и теорией права, философско-правовой аксиологией и ценностным подходом в теории права. Заключение. С учетом различий в предмете, целях и характере философско-правовой и теоретико-правовой познавательной деятельности имеет смысл рассматривать философию права как философско-аксиологическую отрасль знания в сфере получения юридического образования.
DOI: 10.15372/PHE20230301 EDN: WSZOHP
|
С.П. Штумпф, И.В. Ансов
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, Россия stumpf@kspu.ru
Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, социальная система, диверсификация, адаптация, личность, общество, постиндустриальное общество, социокультурное пространство
Страницы: 19-37
Аннотация >>
Введение. Постиндустриальное общество характеризуется повышенным вниманием к социальному капиталу, от которого зависит прогресс социума. Качественное сопровождение процесса профессионального самоопределения дает возможность для результативного влияния на прогресс социума, что обусловливается включением в этот процесс большинства его представителей. Изменчивая природа социального пространства диктует необходимость изучения таких проблемно ориентированных подходов, как адаптация и диверсификация на уровне человека и социума. Методология. Синергетика как интегративная область научно-философского познания позволяет наиболее точно отобразить своеобразие процессов, происходящих в обществе. Понимание профессии, профессионального самоопределения в современных условиях обеспечивают разработки в области профессиологии, междисциплинарная специфика которой имеет потенциал для раскрытия ключевых феноменов профессионального самоопределения: адаптации и диверсификации. Обсуждение. На основании понимания требований, предъявляемых к современному профессионалу, раскрыт процесс инфляции традиционного понимания профессионализма и формирования транспрофессионализма. Показана важность адаптивных свойств человека для профессионального самоопределения в условиях социума, характеризующегося неопределенностью и непредсказуемостью. Подобные черты социального пространства представлены и описаны с помощью методологии социальной синергетики, что позволило исследовать широту воздействия на процесс выбора профессии, а стратегия диверсификации выступает фактором, оказывающим содействие процессу профессионального самоопределения. Заключение. Процесс профессионального самоопределения регулируется множеством внутриличностных и социальных факторов, является сложным и многокомпонентным. Опора на развитие такого качества, как адаптивность в процессе подготовки кадров и разработка стратегий диверсификации социального пространства представляются базисом для поиска ответов на возникающие вопросы в процессе профессионального самоопределения.
DOI: 10.15372/PHE20230302 EDN: ZKAPSN
|
С.С. Лопатина, Н.В. Отургашева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Россия lopatina-ss@ranepa.ru
Ключевые слова: русский язык как иностранный, социокультурная адаптация, региональный компонент, лингвострановедческая подготовка, принцип коммуникативности, практико-ориентированный характер языковой подготовки
Страницы: 38-53
Аннотация >>
Введение. Актуальность выбранной темы обусловлена существующим многообразием учебников и учебных пособий и вместе с этим отсутствием четких критериев отбора страноведческого и лингвокультурологического материала. В контексте реализации концепции регионализации высшего образования представлен проект учебника по русскому языку для иностранных граждан с целью поиска и интерпретации информации о способах решения проблемы успешной социокультурной адаптации иностранных граждан в России. Методология исследования обусловлена базовым определением регионального компонента в содержании образования для осмысления перспектив его реализации в практике обучения студентов-иностранцев. Компетентностный, коммуникативный и социокультурный подходы, а также различные концептуальные взгляды на проблемы создания современного учебника русского языка для иностранцев отражают специфику г. Новосибирска с географической, исторической и социально-педагогической позиций. В целях решения проблем социокультурной адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве российских вузов для обсуждения предложен проект учебного пособия «Новосибирск: добро пожаловать!». Обсуждение. Принцип регионализации обусловил выбор текстуального наполнения учебника для иностранцев, принцип коммуникативности обеспечил последовательность изложения материала от сведений общего характера к локальным и конкретным темам. Социально-педагогический подход стал источником ценностно-маркированного содержания издания. Коммуникативный и компетентностный подходы определили последовательность и специфику текстов, заданий и упражнений, моделирующих реальные ситуации общения, формирующих у студентов навык самостоятельного решения языковых, речевых, коммуникативных и познавательных задач. Заключение. Принципы регионализации и речевой компетентности в сочетании с коммуникативным подходом в обучении являются целесообразным ориентиром для отбора и структурирования языкового материала в процессе подготовки регионально ориентированных учебных изданий по русскому языку, предназначенных для иностранцев.
DOI: 10.15372/PHE20230303 EDN: CLFWAH
|
Л.В. Хохлова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижний Тагил, Россия lvhohlova@mail.ru
Ключевые слова: виртуальная реальность, интернет-символы, мемы, комиксы, информация, конструирование, эмоциональное поле, интерпретация
Страницы: 54-70
Аннотация >>
Введение. Рассматривается специфика функционирования некоторых интернет-символов в виртуальной реальности. Особое значение в массовой коммуникации приобрели мемы и комиксы. В научной литературе наиболее глубоко раскрыта семиотическая общность интернет-символов с другими составляющими символотворчества, присущего человеку. Интересны исследования по применению названных символов в образовательной деятельности. Методология. Построение коммуникаций через интернет-символы порождает потребность в различных формах их интерпретаций. Это делает возможным обращаться к герменевтической и феноменологической методологии, которая позволяет представить конструирующую функцию интернет-символов. Философско-образовательный подход дает возможность определить специфику активности пользователя в конструировании виртуальной реальности. Обсуждение. Основной акцент статьи перенесен на конструирующий характер интернет-символов. Делается предположение, что они не только играют активную роль в передаче информации и эмоционального состояния пользователя, но и воздействуют на другие параметры коммуникации. Потребность и возможность разнообразных интерпретаций символов создают открытую, динамичную форму коммуникаций. Необходимой составляющей коммуникации в контексте символической виртуальной реальности становятся герменевтические практики. Символическое поле виртуальности открыто для экзистенциальной репрезентации участников коммуникации. Велика востребованность мемов, комиксов и других символических форм в образовательной практике. Дополняя мотивацию изучения предмета, символические формы конструируют фрагменты новой реальности. Проводится аналогия формирования виртуальной реальности с конструированием социальной реальности. Подчеркивается значимость эмоциональных интерпретаций интернет-символов. Заключение. Возможность коммуникации и объединения путем эмоциональной идентификации позволяет рассматривать виртуальное символическое поле как дополнение социальной реальности. Одновременно обосновывается концепция конструирующих возможностей интернет-символов, созидающих особую виртуальную реальность. Эта реальность тождественна мифотворчеству, а человек, находящийся в ней, идентифицирует себя с миром символов, формирующим «клиповое» мышление и эмоционально многообразную, но мифологическую картину мира.,
DOI: 10.15372/PHE20230304 EDN: NYSLMI
|
Е.В. Биричева
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия ek.v.bir@gmail.com
Ключевые слова: младенчество, детство, детское, дети, ребенок, онтология детства, феномен детства, взросление, детская игра, В. В. Бибихин
Страницы: 71-90
Аннотация >>
Введение. Современное многообразие трактовок мыслительной и социальной «(не)полноценности» ребенка в различных педагогических концепциях актуализирует потребность осмысления на онтологическом уровне детства как противоречивого, но целостного феномена. Такой фундаментальный разбор природы детства и взросления пронизывает работы отечественного философа В. В. Бибихина. Тематика этой области представлена в его трудах фрагментарно, преимущественно в форме заметок и примеров, сопутствующих обсуждению других онтологических вопросов человеческого бытия и мышления. Методология. Качественный контент-анализ позволил выделить в различных произведениях В. В. Бибихина фрагменты, где он обращается к феноменам детства и взросления. С помощью систематизации эти данные обобщались и обрабатывались путем интерпретации, комментирования с элементами герменевтического анализа. Обсуждение. На богатом эмпирическом материале раскрываются особенности развития ребенка через трансформацию его отношения к миру, словам и событиям, возможному и действительному, себе и Другому. В статье систематизированы взгляды В. В. Бибихина на взросление: через рассмотрение того, что на каждом этапе приобретает, теряет и преобразует ребенок в отношении к обозначенным онтологическим феноменам. Имея природную тягу к выражению самоощущения, он сначала в форме лепетных «монологов» дает отчет о захватывающих его изменениях в окружающем мире и собственном состоянии. Развиваются событийное ви́дение и целостное оценивание ситуации по принципам «нравится - не нравится», «хорошо - плохо», «то - не то». Взрослый язык усваивается путем переработки уже имеющейся способности к именованию благодаря постоянному примериванию на себя ролей, «вживанию» во все окружающие предметы и явления. Непрерывное разыгрывание ситуаций и активное освоение пространства воображаемого подготавливают открытие «перспективы первого лица». Заключение. Так устанавливается собственно человеческая система восприятия, построенная на категории различия (или границы), на основании осознания самотождественности в первых актах рефлексии.
DOI: 10.15372/PHE20230305 EDN: WEBFLT
|
З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: просоциальность, просоциальное воспитание, нравственность, образ жизни, категориальный ряд
Страницы: 91-105
Аннотация >>
Введение. Обсуждение особенности просоциальности как общественного атрибута и результата просоциального воспитания, его определение и сущностные характеристики требуют уточнения социальности как результата воспитания в сопоставлении с просоциальностью, асоциальностью и диссоциальностью, где общественный феномен просоциальности формируется посредством просоциального воспитания. Целью статьи является изучение социально-философской категории «просоциальное воспитание». Методология. В исследовании применялась категориально-системная методология и ее методы: метод категориального маятника и формально-логическая обзорная информация для анализа категорий, сопровождающих просоциальное воздействие. Обсуждается американский образ жизни и его влияние на новое поколение России, что позволяет построить структуру категориального ряда просоциальности на основе метода категориального маятника; определяются структурные категории «социум», «социальная реальность», «образ жизни», «обмен», «зависимость», «связь», «свобода от общественных ценностей», «обособление», «чуждая культура», «трансформация национальной идентичности», «формирование социальных деформаций», «нарушение нравственности» и др. Заключение. Применение формально-логического метода позволило определить «просоциальное воспитание» как деятельность, осуществляемую в социуме и направленную на воспроизводство человека, изменение его национальной идентичности, усвоение им ценностей и образа жизни другого (чуждого) общества. В современной ситуации общественного развития просоциальное воспитание уже заняло устойчивую позицию, что обусловлено значительными изменениями личностных характеристик в сторону враждебного отношения к российскому социальному устройству. Осуществляемая экстраполяция чуждых ценностей, взглядов и образов жизни подрастающему поколению усиливает разрыв между разными поколениями людей и в конечном итоге может привести к расколу российского общества.
DOI: 10.15372/PHE20230306 EDN: TNBKQN
|
Н.Л. Микиденко1,2, С.П. Сторожева1
1Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Россия nl_nsk@mail.ru 2Новосибирский государственный технический университет,, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: цифровое образование, цифровая образовательная среда, цифровые образовательные практики студентов, удовлетворенность образовательным процессом
Страницы: 106-125
Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания цифровых образовательных сред, отвечающих потребностям внедрения и реализации гибких образовательных траекторий обучающихся, потребностью описания и обобщения опыта образовательных практик студентов в цифровой образовательной среде в условиях, когда цифровые технологии являются сквозными для реализации государственных национальных проектов. Методология. Исследование основано на положениях социологии цифрового общества о влиянии цифровых технологий на социальные процессы, в том числе коммуникацию, принципы методологии познания цифрового общества. В статье рассмотрены мнения и оценки студентов о цифровых средах и сервисах, применяемых в образовательных практиках университета. Обсуждение. Студенты активны в использовании цифровой образовательной среды, высоко оценивают возможности цифровой образовательной среды в достижении личных учебных результатов, а также представленный в цифровой среде университета учебный контент с точки зрения его актуальности, информативности, полноты, ниже - оформление, дизайн и интерактивное наполнение курсов. Обнаруживается заинтересованность студентов в развитии личной образовательной траектории, в том числе на основе цифровых технологий, при этом они слабо информированы о концепции индивидуальной образовательной траектории. Заключение. Для повышения эффективности использования цифровой образовательной среды образовательной необходимы мероприятия по информированию о цифровых ресурсах и сервисах, используемых в организации на регулярной основе для развития цифровых компетенций студентов, оказания методической и организационной поддержки всех пользователей цифровой образовательной среды включая студентов. В то время как навыки заботы о себе в цифровой образовательной среде становятся все более востребованными, студенты недостаточно внимания уделяют вопросам этичного и безопасного поведения в сети.
DOI: 10.15372/PHE20230307 EDN: JZBJTD
|
Ю.И. Молотков
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Новосибирск, Россия molotkov-yi@ranepa.ru
Ключевые слова: кибернетическая модель, регулятор управления, когнитивный капитал, профессионально важные качества, научно-технологический уклад
Страницы: 126-144
Аннотация >>
Введение. Продвижение российских технологий и инновационных продуктов на мировые рынки и рост доходов от экспорта высоко технологической продукции, право на эти технологии закрепят конкурентоспособность России в мире. Планирование перехода на 7-й технологический уклад (экономику знаний) потребует формирования системой образования креативного мышления и накопления когнитивного капитала. Методология. Используется структурно-системный инструментарий компонентов объекта исследования в сфере образования в виде кибернетического моделирования. Обсуждение. Улучшение современного состояния научно-технологического развития российского государства, его экономической, технико-технологической безопасности возможно с переходом к новой инновационной модели развития образования в России, которая позволит обеспечить рост интеллектуального потенциала страны за счет формирования креативного мышления и формирования когнитивного капитала обучающихся. Рассмотренная в статье практико-ориентированная подготовка специалистов, востребованных в организациях, производящих конкурентоспособную продукцию на внутреннем и мировом рынках, сформулирована в задачах и стратегиях научно-технологического развития Российской Федерации. Заключение. Система образования в Российской Федерации нуждается в переходе на новые профстандарты и на практико-ориентированную методологию, требующие роста когнитивного капитала профессиональных групп. Их освоение формируется за счет создания образовательной системы, способной по-новому воспринимать и наращивать когнитивный капитал российского общества.
DOI: 10.15372/PHE20230308 EDN: PYHLYJ
|
В.В. Ерохин1, А.В. Говорушенко2, Ю.В. Корнилов3, И.В. Яковлева2
1Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия voldemare@rambler.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия govorushenkoaljona@gmail.com 3Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия pirr2000@yandex.ru
Ключевые слова: иностранный язык, образовательная среда, адаптация студента, адаптированность, мотивация, мотивированность, коммуникативность, профессиональные мотивы
Страницы: 145-157
Аннотация >>
Введение. Результативность учебного процесса в обучении иностранному языку имеет непосредственное отношение к мотивации и адаптации. С целью обнаружения механизмов самомотивации и самоадаптации, а также поиска путей эффективной организации учебного процесса исследуются эффект коммуникации и профессиональных мотивов как смысловых аспектов социального взаимодействия, интегрирующих мотивацию и адаптацию. Методология. Эпистемологическая интерпретация понятий «адаптированность», «адаптивность», «адаптация студентов», «мотивация», «мотивированность», «коммуникация» и «профессиональные мотивы» позволяет по-новому рассмотреть взаимосвязь организации эффективного образовательного процесса с изучением иностранного языка и оценкой уровня подготовленности студентов среднего специального учебного заведения. Обсуждение. Адаптация и мотивация студентов к образовательной среде рассматривается как эффективный фактор профессионального становления. Исследование уровня внутренней мотивации обучаемого к изучению дисциплины «Иностранный язык» и поиск путей повышения адаптации обучаемых к учебному процессу в рамках изучаемой дисциплины позволили обнаружить значимость траектории деятельностно-инструментального совершенствования как субъекта, так и объекта образовательной экосистемы, а также общей нацеленности непосредственно обучаемых на повышение собственной адаптации. Заключение. В условиях новых типов социально-образовательных отношений требуется постоянный анализ эффективности интегративных видов коммуникационной деятельности, отражающей способность индивида использовать навыки общения на родном и иностранном языках для успешного становления в будущей профессиональной деятельности. Уровень адаптации и мотивации зависит от степени наличия профессиональных мотивов, включающих специфику повышенного уровня разнообразных видов коммуникации.
DOI: 10.15372/PHE20230309 EDN: DJEPFU
|
М.Б. Мусохранова, И.Л. Муль, Э.Н. Астафьева
Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия margo_coop@mail.ru
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, пролегомены, язык, терминогенез медицины, традиция, культура
Страницы: 158-174
Аннотация >>
Введение. Необходимость определения пролегоменов, способствующих осмыслению феномена, именуемого «межкультурная коммуникация» (далее МК) в контексте вечных категорий Добра и Зла, имеет значение для формирования основ медицинского просвещения. Методология. В рамках метода религиозно-философской реконструкции эксплицируются истоки пролегоменов, которые сквозь призму абсолютных категорий выводят на противопоставление культуры и антикультуры, выраженных в оппозиции медицина - антимедицина. Обсуждение. Особенностью работы являются определение и описание в религиозно-философском аспекте пролегоменов МК в медицине. К таковым авторы относят язык, открывающий дверь в просвещение, основанное на традиции, в свете которой воспитывается и обучается подрастающее поколение, формируется и сохраняется мировоззрение. Социокультурная коммуникация базируется на вечных ценностях, в особенности на вере, движимой любовью-благодарностью к Создателю, человеку как творению Божьему, своему народу и Отечеству. В этом плане акцентируется внимание на медицине как особой социальной сфере, имеющей свой язык в виде терминогенеза, характеризующегося гомогенностью, гетерохронностью и преемственностью. Статус и особенности медицинского просвещения обусловлены болезнью как природой Зла, в противостоянии которой формировались базовые модели взаимоотношений, сохраняющие и транслирующие из поколения в поколение опыт познавательной, воспитательно-образовательной и лечебной деятельности. Заключение. В рамках философии воспитания религиозно-философский аспект позволяет открыть истоки пролегоменов МК, берущих начало в сакральной области, где различаются Добро и Зло, имманентно присущие жизни человека. С Добром связаны язык, традиция, медицинское просвещение, знание истории. Со Злом - их симулякры. Знание культуры прошлого имеет глубоким результатом общий подъем уровня современной культуры, обеспечивающей эффективную межкультурную коммуникацию во времени и пространстве.
DOI: 10.15372/PHE20230310 EDN: WZYVNG
|
Ю.В. Привалова1, Л. Шуцан2, Д. Эрбен3
1Южный федеральный университет, Таганрог, Россия privalovatyu@sfedu.ru 2Технологический университет Цилу, Цзинань, Китай patrick67@126.com 3Университет города Толедо gookooko@yahoo.com
Ключевые слова: риторический подход, обучение письменной речи, этическая форма дискурса
Страницы: 175-186
Аннотация >>
Введение. Современное восприятие мира и его успешная интерпретация в письменной речи формирует у студента правильную самооценку и позитивное мнение о своих способностях. Во время изучения письменной речи и ее этических проблем обнаруживается феномен, способствующий развитию целеполагания, отсутствующий во многих других дисциплинах. Конфуцианские и платоновские диалоги могут стать ценными источниками для изучения «вторичной устности», то есть письменной речи, поскольку риторика - это сложная система идей, мировоззрения, целеполагания, языка и его техник, в которых логос, то есть подлинность, правдивость и достоверность являются основополагающими. Методология. В качестве методологической основы использован сравнительный анализ риторических подходов Платона и Конфуция, позволяющий расширить понимание письменной речи, включив в нее «искусство эффективного выражения». Взаимосвязь этики, риторики и целеполагания исследовали также восточные и западные философы. Их мировоззренческие взгляды стали методологическими основами обучения письменной речи. Обсуждение. В современных учебниках по обучению письменной речи уделяется много внимания стратегиям и упражнениям, помогающим студентам совершенствовать речевые техники, которые зачастую воспринимаются как отдельные сущности. Для успешного формирования целеполагания предлагается обучение письменной речи на основе риторических подходов Платона и Конфуция, способствующих практическому совершенствованию письменной речи как «вторичной устности» в условиях стремительного развития электронных коммуникационных технологий. Заключение. Письменная речь представляет собой сложную систему навыков, генерирования новых идей и целеполагания. Педагоги и студенты, получившие представление об этой системе, имеют более точное и правдивое представление об идеальной письменной речи.
DOI: 10.15372/PHE20230311 EDN: OCNYPE
|
|