Онтология раннего детства в трудах В. В. Бибихина
Е.В. Биричева
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия ek.v.bir@gmail.com
Ключевые слова: младенчество, детство, детское, дети, ребенок, онтология детства, феномен детства, взросление, детская игра, В. В. Бибихин
Страницы: 71-90
Аннотация
Введение. Современное многообразие трактовок мыслительной и социальной «(не)полноценности» ребенка в различных педагогических концепциях актуализирует потребность осмысления на онтологическом уровне детства как противоречивого, но целостного феномена. Такой фундаментальный разбор природы детства и взросления пронизывает работы отечественного философа В. В. Бибихина. Тематика этой области представлена в его трудах фрагментарно, преимущественно в форме заметок и примеров, сопутствующих обсуждению других онтологических вопросов человеческого бытия и мышления. Методология. Качественный контент-анализ позволил выделить в различных произведениях В. В. Бибихина фрагменты, где он обращается к феноменам детства и взросления. С помощью систематизации эти данные обобщались и обрабатывались путем интерпретации, комментирования с элементами герменевтического анализа. Обсуждение. На богатом эмпирическом материале раскрываются особенности развития ребенка через трансформацию его отношения к миру, словам и событиям, возможному и действительному, себе и Другому. В статье систематизированы взгляды В. В. Бибихина на взросление: через рассмотрение того, что на каждом этапе приобретает, теряет и преобразует ребенок в отношении к обозначенным онтологическим феноменам. Имея природную тягу к выражению самоощущения, он сначала в форме лепетных «монологов» дает отчет о захватывающих его изменениях в окружающем мире и собственном состоянии. Развиваются событийное ви́дение и целостное оценивание ситуации по принципам «нравится - не нравится», «хорошо - плохо», «то - не то». Взрослый язык усваивается путем переработки уже имеющейся способности к именованию благодаря постоянному примериванию на себя ролей, «вживанию» во все окружающие предметы и явления. Непрерывное разыгрывание ситуаций и активное освоение пространства воображаемого подготавливают открытие «перспективы первого лица». Заключение. Так устанавливается собственно человеческая система восприятия, построенная на категории различия (или границы), на основании осознания самотождественности в первых актах рефлексии.
DOI: 10.15372/PHE20230305 EDN: WEBFLT
|