Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.63.131
    [SESS_TIME] => 1732184869
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 91f530de85a8d502ab9edd2d68f0d426
    [UNIQUE_KEY] => eef5edde620ac401437c21c89655a85b
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 3

Онтология раннего детства в трудах В. В. Бибихина

Е.В. Биричева
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия
ek.v.bir@gmail.com
Ключевые слова: младенчество, детство, детское, дети, ребенок, онтология детства, феномен детства, взросление, детская игра, В. В. Бибихин
Страницы: 71-90

Аннотация

Введение. Современное многообразие трактовок мыслительной и социальной «(не)полноценности» ребенка в различных педагогических концепциях актуализирует потребность осмысления на онтологическом уровне детства как противоречивого, но целостного феномена. Такой фундаментальный разбор природы детства и взросления пронизывает работы отечественного философа В. В. Бибихина. Тематика этой области представлена в его трудах фрагментарно, преимущественно в форме заметок и примеров, сопутствующих обсуждению других онтологических вопросов человеческого бытия и мышления. Методология. Качественный контент-анализ позволил выделить в различных произведениях В. В. Бибихина фрагменты, где он обращается к феноменам детства и взросления. С помощью систематизации эти данные обобщались и обрабатывались путем интерпретации, комментирования с элементами герменевтического анализа. Обсуждение. На богатом эмпирическом материале раскрываются особенности развития ребенка через трансформацию его отношения к миру, словам и событиям, возможному и действительному, себе и Другому. В статье систематизированы взгляды В. В. Бибихина на взросление: через рассмотрение того, что на каждом этапе приобретает, теряет и преобразует ребенок в отношении к обозначенным онтологическим феноменам. Имея природную тягу к выражению самоощущения, он сначала в форме лепетных «монологов» дает отчет о захватывающих его изменениях в окружающем мире и собственном состоянии. Развиваются событийное ви́дение и целостное оценивание ситуации по принципам «нравится - не нравится», «хорошо - плохо», «то - не то». Взрослый язык усваивается путем переработки уже имеющейся способности к именованию благодаря постоянному примериванию на себя ролей, «вживанию» во все окружающие предметы и явления. Непрерывное разыгрывание ситуаций и активное освоение пространства воображаемого подготавливают открытие «перспективы первого лица». Заключение. Так устанавливается собственно человеческая система восприятия, построенная на категории различия (или границы), на основании осознания самотождественности в первых актах рефлексии.

DOI: 10.15372/PHE20230305
EDN: WEBFLT
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину