Определение и сущностные характеристики просоциального воспитания
З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: просоциальность, просоциальное воспитание, нравственность, образ жизни, категориальный ряд
Страницы: 91-105
Аннотация
Введение. Обсуждение особенности просоциальности как общественного атрибута и результата просоциального воспитания, его определение и сущностные характеристики требуют уточнения социальности как результата воспитания в сопоставлении с просоциальностью, асоциальностью и диссоциальностью, где общественный феномен просоциальности формируется посредством просоциального воспитания. Целью статьи является изучение социально-философской категории «просоциальное воспитание». Методология. В исследовании применялась категориально-системная методология и ее методы: метод категориального маятника и формально-логическая обзорная информация для анализа категорий, сопровождающих просоциальное воздействие. Обсуждается американский образ жизни и его влияние на новое поколение России, что позволяет построить структуру категориального ряда просоциальности на основе метода категориального маятника; определяются структурные категории «социум», «социальная реальность», «образ жизни», «обмен», «зависимость», «связь», «свобода от общественных ценностей», «обособление», «чуждая культура», «трансформация национальной идентичности», «формирование социальных деформаций», «нарушение нравственности» и др. Заключение. Применение формально-логического метода позволило определить «просоциальное воспитание» как деятельность, осуществляемую в социуме и направленную на воспроизводство человека, изменение его национальной идентичности, усвоение им ценностей и образа жизни другого (чуждого) общества. В современной ситуации общественного развития просоциальное воспитание уже заняло устойчивую позицию, что обусловлено значительными изменениями личностных характеристик в сторону враждебного отношения к российскому социальному устройству. Осуществляемая экстраполяция чуждых ценностей, взглядов и образов жизни подрастающему поколению усиливает разрыв между разными поколениями людей и в конечном итоге может привести к расколу российского общества.
DOI: 10.15372/PHE20230306 EDN: TNBKQN
|