К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В.В. Ерохин, Ю.В. Корнилов
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия voldemare@rambler.ru
Ключевые слова: дифференцированное обучение, дифференцированные технологии, личностно-ориентированный подход, коммуникативный подход, учебная дискуссия, внутренняя мотивация
Страницы: 168-184
Аннотация
Введение. В статье предпринимается попытка рассмотреть особенности применения дифференцированного подхода при обучении иностранному языку студентов колледжа, скоординировать применение личностно-ориентированного подхода и поиск путей повышения внутренней мотивации обучаемых. Актуализируя взаимосвязь дифференцированных технологий с такими ключевыми понятиями, как «личностно-ориентированный подход», «коммуникативный подход», «учебная дискуссия», «внутренняя мотивация», «результативность обучения», авторы сосредоточены на поиске повышения эффективности учебного процесса. Пересматривая понятие «дифференцированное обучение», авторы используют практический опыт преподавания английского языка с учетом дифференциации уровней владения языком. Методология и методика исследования. Проблема применения общепедагогического опыта к условиям работы в учреждениях среднего специального профессионального образования обсуждается на основе анализа теоретических и практических достижений советской и российской педагогической науки. Методология дифференцированного обучения иностранному языку в неязыковых образовательных учреждениях построена на дискуссионных технологиях. Теоретический обзор исследуемых литературных источников осуществляется с позиции методологического подхода путем анализа имеющегося у авторов педагогического опыта преподавания иностранного языка для различных категорий обучаемых. Результаты исследования. На основе практического опыта преподавания английского языка сделан вывод об эффективности дискуссионных форм обучения на занятиях в колледже, актуальности мониторингового аспекта обучения и актуализации стандартного тестирования посредством коммуникативных проверочных заданий. Использование коммуникативных заданий при стандартном тестировании предполагает более точное определение уровня студентов. Эксперимент выявил, что 70 % обучаемых колледжей имеют уровень владения английским языком не выше elementary, 25 % - intermediate и только 5 % студентов имеют уровень advanced. Этот результат предопределяет значимость и актуальность использования дифференцированных технологий и метода дискуссии. В ходе исследований проведен анализ критериев и показателей эффективности обучения в рамках выбранной технологии. Заключение. Сделан вывод об эффективности дифференцированных образовательных технологий при условии использования личностно-ориентированного и коммуникативного подходов в обучении. В рамках коммуникативного подхода метод учебной дискуссии должен быть построен с учетом дифференцированной организации проведения учебного процесса на всех его этапах с целью большего мотивирования студентов.
DOI: 10.15372/PHE20200412 |