Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.118.30.253
    [SESS_TIME] => 1714188823
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 737633ec9291fbd32c7e00cfab3dfd98
    [UNIQUE_KEY] => 57041b1f08f76393f22a1ae60090d658
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 2

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов
Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Саратов, Россия
nikolayevdokimov@yandex.ru
Ключевые слова: высшее медицинское образование, непрерывное образование, профессиональное самоопределение, самообразование, профессиональный ресурс
Страницы: 41-52

Аннотация

Введение. В статье рассматривается феномен профессионального самоопределения обучающихся медицинского вуза в условиях непрерывного образования. Авторская точка зрения основана на убеждении в том, что будущие врачи, обучающиеся в медицинских вузах, осознают значимость выбранной ими профессии и не ограничиваются только получением знаний в образовательной среде, а самостоятельно осваивают систему знаний, необходимых в профессиональной деятельности, демонстрируя трудолюбие и работоспособность. В этой связи ключевым фактором востребованности будущего врача в обществе становится процесс непрерывного медицинского образования, некоторые аспекты которого рассматриваются в настоящей статье. Социально-педагогическое исследование проводится с целью решения проблемы профессионального самоопределения среди студентов-первокурсников и ординаторов первого года обучения Саратовского государственного медицинского университета авторами. Методология и методика исследования основаны на следующих диагностических материалах: «Профориентационные методики в процессе выбора профессии» (В. М. Самохина), методика «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская) и методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов). Анализ результатов исследования осуществлен с помощью социально-педагогических подходов к пониманию «профессионального самоопределения», «трудоспособности и направленности на самообразование» и феномена профессионального ресурса. Результаты исследования. Респондентами педагогического исследования выступили обучающиеся Саратовского ГМУ имени В. И. Разумовского. В эксперименте участвовало 123 ординатора первого года обучения и 66 студентов первого курса специальности «Педиатрия». В ходе исследования установлено, что уровни трудолюбия и работоспособности у обучающихся различаются: студенты первого курса медицинского вуза показали уровень ниже, чем ординаторы первого года обучения. Это объясняется тем, что большая часть ординаторов работает врачами, их трудолюбие востребовано и используется в непрерывном медицинском образовании, в отличие от первокурсников, которые не имеют опыта в профессиональной деятельности. В этой связи трудолюбие в авторской трактовке соотносится с элементами самомотивации в медицинской деятельности. Результаты исследования способности к самообразованию обучающихся позволяют говорить о положительной динамике в среде выпускников медицинского вуза, например, у ординаторов наблюдается рост (выявлен значительно высокий уровень). Несмотря на то что у первокурсников этот показатель ниже, находится в пределах уровней выше среднего и высоком, но также свидетельствует об их мотивированности к самообразованию и, соответственно, к освоению профессии. Выявленный факт объясняется тем, что объемы информации, которые студенты должны усваивать, поступают к ним не только через систему образования, но и в процессе самостоятельного обучения как способа освоения системы знаний, необходимых будущему врачу. Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что залог профессионального роста обучающихся разных курсов медицинского вуза заключается в наличии у них уже имеющегося определенного потенциала, что подтверждается опытным путем и обнаруживается у студентов первого курса медицинского университета. В процессе дальнейшего обучения в образовательной среде медицинского вуза этот потенциал увеличивается, что эмпирически выявлено у ординаторов первого года обучения. Результаты исследования дают возможность говорить о феномене «профессионального ресурса» будущих медицинских работников и даже рассматривать эту ресурсность в качестве профилактики профессионального выгорания будущих врачей. В том же ключе паритет трудоспособности и направленности на самообразование составляет вектор успешности профессионального роста и деятельности обучающихся медицинских вузов.

DOI: 10.15372/PHE20210203
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину