|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 44.211.24.175
[SESS_TIME] => 1730609168
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => 016dde396a7726e87b3a7645b7ece473
[UNIQUE_KEY] => c7ec3f16c3620e0111f12cd279189b3a
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2021 год, номер 2
Л.А. Бордонская, Е.А. Игумнова, С.С. Серебрякова
Забайкальский государственный университет, Чита, Россия gsbordo@yandex.ru
Ключевые слова: аксиологический подход, ценности, культура, воспитательный потенциал, содержание образования, общекультурная составляющая содержания образования, естественно-научное образование, патриотическое воспитание, регионализация образования
Страницы: 5-26
Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования проблемы ценностей и воспитательного потенциала содержания образования детерминирована социокультурной и гуманистической ролью; необходимостью решения дидактических вопросов; отбором и структурированием содержания образования на основе ценностей; взаимосвязью содержания образования и результатов его освоения. Цель исследования - определить воспитательный потенциал предметного обучения на примере естественно-научного образования в целом и содержания патриотического воспитания при обучении естественно-научным предметам в частности. Методология и методика исследования. На основе аксиологического подхода как методологической базы исследования проблемы воспитательного потенциала содержания образования выявлены следующие позиции: ученик как субъект образования; система общекультурных ценностей в образовании; ценностно-смысловые ориентиры и информационно-содержательные основы содержания образования в целом и естественно-научного в частности, включая аспекты патриотического воспитания. Методы исследования: анализ литературы; проектирование и моделирование содержания образования; ретроспективный анализ личной научно-педагогической деятельности. Результаты исследования. При рассмотрении проблем воспитания и обучения ориентиром выступает система общекультурных ценностей: познавательных, эстетических, практических, нравственных. Компоненты содержания образования в их целостности и единстве позволяют соотнести их не только с ценностями, но и с носителями ценностей, которые можно рассматривать как основы содержания образования. Ценностно-смысловое содержание каждого учебного предмета конкретизируется за счет информационно-содержательной составляющей предмета, которая определяет воспитательный потенциал содержания образования. Информационно-содержательная составляющая естественно-научного содержания образования включает следующее: наука и культура; целостность мира и его познания; наука, техника, технологии; человек и его деятельность; наука и культура в развитии. Вариант содержания патриотического воспитания: сопричастность к миру и решению глобальных проблем; природа; решение проблем экологии; история, культура и искусство России; сохранение культурного наследия; достижения отечественной науки и техники; жизнь и творчество великих людей России; решение проблем региона проживания. Заключение. В логике аксиологического подхода обоснованы взаимосвязь общекультурных ценностей, процесса воспитания и обучения, содержания образования; система общекультурных ценностей - ценностно-смысловой ориентир содержания образования в целом и естественно-научного в частности; определены образовательные линии информационно-содержательной составляющей естественно-научного образования, содействующие реализации воспитательного потенциала содержания естественно-научного образования; ценностно-смысловые элементы для реализации воспитательного потенциала естественно-научного образования в контексте патриотического воспитания с учетом региональной специфики.
DOI: 10.15372/PHE20210201 |
Н.С. Жданова, А.И. Норец, Т.В. Саляева
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: художественная критика, оценочная деятельность, система заданий, эссе
Страницы: 27-40
Аннотация >>
Введение. Цель статьи - представить эмпирический опыт формирования основ художественно-оценочной деятельности магистрантов направлений подготовки «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство». Обучение оценочной деятельности осуществляется в творческой образовательной среде, поэтому магистрантам предстоит научиться критически осмысливать проектные предложения и изделия, давать письменное оценочное суждение и включить его в магистерскую диссертацию для выявления указанных в гипотезе традиций, тенденций и особенностей развития декоративно-прикладного искусства и дизайна. Аргументированная оценка вызывает наибольшие трудности у магистрантов в ходе выполнения научной работы. Для упрощения этого процесса разработана методика обучения магистрантов, определены основные компоненты исследования. Его результаты могут быть интересными и полезными для преподавателей этого направления подготовки. Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются теории познания и деятельности, достижения педагогических наук, системный подход в образовании и теория творчества. Педагогическая теория и практика давно установила, что оценочная деятельность представляет собой одну из разновидностей творческого мышления, которое отличается стабильной активностью, интеллектуальной инициативой, гибкостью и оригинальностью. Авторы предлагают ряд последовательно усложняющихся заданий, позволяющих студентам овладеть критической и оценочной деятельностью в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Наиболее сложным для овладения оценочной методологией является написание эссе. При проверке заданий использовался метод сравнения и выборки. Результаты исследования. Проведение магистерских исследований требует погружения студентов в благоприятную образовательную среду и внедрения в учебный процесс ряда заданий: оценка проекта в баллах; выявление оценки результатов дизайнерской деятельности в критических текстах; оценка проекта в форме оценочного суждения; оценка актуальной проблемы в форме краткого эссе. Первое задание основывалось на имеющихся оценочных навыках, сформированных у студентов в период обучения в бакалавриате. Для второго задания использовались критические статьи некоторых теоретиков дизайна, а также критические заметки в профессиональных журналах. Здесь студенты учатся видеть разные точки зрения на один и тот же объект и пытаются коротко изложить их в аннотациях из 10-12 строчек. Третье задание предусматривало создание письменного связного текста, студенты осваивали приемы самостоятельного использования профессиональной лексики. Четвертое задание суммирует все полученные студентами навыки. Оно призвано развивать умение анализировать мнения разных авторов о той или иной проблеме проектирования и излагать его в форме эссе. При оценивании четвертого задания преподаватель фиксирует точку зрения студента и ищет общепринятые эстетические критерии. Согласно этой выборке более 70 % магистрантов сумели сформулировать свое мнение, значит, освоили азы оценочной деятельности. Заключение. При целенаправленной организации деятельности магистрантов в течении двух лет приобретаются необходимые навыки и умения, позволяющие им объективно оценивать объекты дизайна и изделия декоративно-прикладного искусства, что значительно повышает их профессиональную компетентность и делает более конкурентоспособными на рынке труда.
DOI: 10.15372/PHE20210202 |
А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов
Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Саратов, Россия nikolayevdokimov@yandex.ru
Ключевые слова: высшее медицинское образование, непрерывное образование, профессиональное самоопределение, самообразование, профессиональный ресурс
Страницы: 41-52
Аннотация >>
Введение. В статье рассматривается феномен профессионального самоопределения обучающихся медицинского вуза в условиях непрерывного образования. Авторская точка зрения основана на убеждении в том, что будущие врачи, обучающиеся в медицинских вузах, осознают значимость выбранной ими профессии и не ограничиваются только получением знаний в образовательной среде, а самостоятельно осваивают систему знаний, необходимых в профессиональной деятельности, демонстрируя трудолюбие и работоспособность. В этой связи ключевым фактором востребованности будущего врача в обществе становится процесс непрерывного медицинского образования, некоторые аспекты которого рассматриваются в настоящей статье. Социально-педагогическое исследование проводится с целью решения проблемы профессионального самоопределения среди студентов-первокурсников и ординаторов первого года обучения Саратовского государственного медицинского университета авторами. Методология и методика исследования основаны на следующих диагностических материалах: «Профориентационные методики в процессе выбора профессии» (В. М. Самохина), методика «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская) и методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов). Анализ результатов исследования осуществлен с помощью социально-педагогических подходов к пониманию «профессионального самоопределения», «трудоспособности и направленности на самообразование» и феномена профессионального ресурса. Результаты исследования. Респондентами педагогического исследования выступили обучающиеся Саратовского ГМУ имени В. И. Разумовского. В эксперименте участвовало 123 ординатора первого года обучения и 66 студентов первого курса специальности «Педиатрия». В ходе исследования установлено, что уровни трудолюбия и работоспособности у обучающихся различаются: студенты первого курса медицинского вуза показали уровень ниже, чем ординаторы первого года обучения. Это объясняется тем, что большая часть ординаторов работает врачами, их трудолюбие востребовано и используется в непрерывном медицинском образовании, в отличие от первокурсников, которые не имеют опыта в профессиональной деятельности. В этой связи трудолюбие в авторской трактовке соотносится с элементами самомотивации в медицинской деятельности. Результаты исследования способности к самообразованию обучающихся позволяют говорить о положительной динамике в среде выпускников медицинского вуза, например, у ординаторов наблюдается рост (выявлен значительно высокий уровень). Несмотря на то что у первокурсников этот показатель ниже, находится в пределах уровней выше среднего и высоком, но также свидетельствует об их мотивированности к самообразованию и, соответственно, к освоению профессии. Выявленный факт объясняется тем, что объемы информации, которые студенты должны усваивать, поступают к ним не только через систему образования, но и в процессе самостоятельного обучения как способа освоения системы знаний, необходимых будущему врачу. Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что залог профессионального роста обучающихся разных курсов медицинского вуза заключается в наличии у них уже имеющегося определенного потенциала, что подтверждается опытным путем и обнаруживается у студентов первого курса медицинского университета. В процессе дальнейшего обучения в образовательной среде медицинского вуза этот потенциал увеличивается, что эмпирически выявлено у ординаторов первого года обучения. Результаты исследования дают возможность говорить о феномене «профессионального ресурса» будущих медицинских работников и даже рассматривать эту ресурсность в качестве профилактики профессионального выгорания будущих врачей. В том же ключе паритет трудоспособности и направленности на самообразование составляет вектор успешности профессионального роста и деятельности обучающихся медицинских вузов.
DOI: 10.15372/PHE20210203 |
С.Г. Горин
Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Россия sergey.g.gorin@gmail.com
Ключевые слова: трансформация образовательной системы, студенческая субъектность, индивидуальные образовательные траектории, образовательные стандарты, компетентностно-ориентированная модель образования, мотивация выбора профессии
Страницы: 53-64
Аннотация >>
Введение. Ментальность, ценностные ориентации и другие проявления различных форм студенческой субъектности имеют динамические характеристики, находятся в состоянии постоянного изменения, влияют на качество учебного процесса, поэтому требуют детальной научной разработки. Анализ процессов трансформации студенческой субъектности по мере приобретения ими академического опыта и профессиональных знаний в условиях перманентного реформирования отечественной системы высшего образования обнаруживает такие негативные проявления, как студенческий конформизм, отсутствие интереса к индивидуальным образовательным траекториям, непонимание и неприятие компетентностно-ориентированной образовательной модели. Это обусловлено рядом причин, которые рассматриваются в статье, иногда на уровне постановки проблемы. Методология и методика исследования. В работе использованы традиционные методы социологического исследования (контент-анализ, анкетирование, интервью и др.), а также элементы постнеклассического (синергетического) методологического подхода к анализу деструктивных тенденций в студенческой среде. В качестве эмпирической базы применены данные социологического опроса студентов юридических специальностей в сравнении с мнениями выпускников различных профилей обучения четырех новосибирских и алтайских вузов и трех учебных заведений дополнительного образования, а также экспертные оценки преподавателей высшей школы в Сибирском регионе. Результаты исследования. По мере понимания студентами вузовской специфики и приобретения академического опыта в их среде возрастают такие деструктивные тенденции, как пассивность, конформизм, отстраненность от учебного процесса по причине стандартизации и директивного внедрения компетентностно-ориентированной модели высшего образования, падение интереса к индивидуальным образовательным траекториям и интерактивным формам. В результате ограничения академических свобод нарушаются принципы студентоцентрированного подхода. Студенты к старшим курсам в полной мере так и не становятся субъектами собственного развития. В работе выявлены следующие тенденции трансформации студенческой субъектности: снижение социальной и познавательной активности в учебном процессе, конформизм, неприятие бюрократических тенденций в университетской жизни, отсутствие интереса к индивидуальным образовательным траекториям, но вместе с тем поиск, особенно на старших курсах, источников своего становления и развития в рамках собственного информационно-образовательного пространства, вне родной Альма-матер. Заключение. В рамках студентоцентрированного подхода в современном образовании студенческая субъектность рассматривается как динамическая характеристика и выступает не только как фактор взаимодействия с образовательной средой, но и способ ее преобразования. Включенность студентов в образовательный процесс обусловливается их мировоззренческими установками, ценностными ориентациями, социальными ожиданиями, которые значительно меняются в процессе учебы, подчас в сторону ее деструктивности.
DOI: 10.15372/PHE20210204 |
Ю.И. Молотков
Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Новосибирск, Россия molotkov-yi@ranepa.ru
Ключевые слова: личность, саморазвитие, самоуправление, жизненный цикл, кибернетическая модель, алгоритм, сценарный план, система развития
Страницы: 65-82
Аннотация >>
Введение. В статье рассматривается прикладное значение развития человека через технологию самоуправления и саморазвитие личности. В современном обществе проблема востребованности личности определяется достигнутым уровнем профессиональной подготовленности и компетентной деятельности в той сфере жизнедеятельности общества, в которой человек хочет самореализоваться. Проблемой современного обучения является подготовка человека, начиная со школьной скамьи и даже детского сада, за счет выявления способности (склонности) личности к профессии. Формирование профессиональных качеств и компетенций личности осуществляется в профессионально ориентированных образовательных организациях, которые в своей практико-ориентированной подготовке используют весь арсенал методов и методик, симуляторов и практик, способные обеспечить образовательно-технологический уровень требуемых компетенций и профессионализма, сформированных в рамках образовательных и профессиональных стандартов Гражданского кодекса, а также функциональных требований конкретных организаций с учетом ценностных установок и планов саморазвития личности. Научная новизна технологии развития личности заключается в применении новых инструментов, а также описания логики саморазвития и самореализации личности, к ним отнесены кибернетическая модель, алгоритм развития, график жизненного цикла, этапы формирования плана, сценарный план саморазвития и самореализации личности. Методология и методика исследования. При исследовании применялись системный подход, структурно-системный анализ, кибернетическое моделирование процессов самоуправления развития личности, алгоритмизация развития личности, графическая модель жизненного цикла человека, контент-анализ стандартов образования и профессиональных стандартов по Гражданскому кодексу, которые создают новые требования для практико-ориентированного процесса обучения в образовательных организациях. Применяемые методы и инструменты структурно-системного подхода позволили сформировать и апробировать кибернетическую модель, алгоритм, сценарный план самоуправления и самореализации личности. Результаты исследования. Практическим результатом исследования стало применение практико-ориентированного подхода в процессе обучения менеджменту студентов и использование в практико-ориентированном обучении новых инструментов, таких как логика реализации потребности в жизненном цикле человека; кибернетическая модель самоуправления саморазвития личности. Предложен алгоритм саморазвития и самореализации интеллектуально-профессионального развития личности; определены этапы формирования сценарного плана саморазвития и самореализации личности студента вуза. Заключение. Приведена система самоуправления и саморазвития личности, сформированная по методологии структурно-системного подхода, кибернетического моделирования, алгоритмизации саморазвития, самопрограммирования по этапам жизненного цикла и формирования плана развития профессиональных качеств личности, востребованных в современной социально-экономической среде, что особенно актуально для целенаправленного развития студентов в современном обществе. Пример, приведенный в статье, показывает, что студенты после освоения структурно-системного моделирования процесса управления развитием личности способны осмыслить и сформировать собственную стратегию и алгоритм самоуправления и саморазвития личности в рамках этапов жизненного цикла человека.
DOI: 10.15372/PHE20210205 |
Е.В. Ушакова
Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: профессиональное образование, интеграция фундаментальных знаний, время, пространство, материя, современные концепции времени: однонаправленное, двунаправленное, циклическое время
Страницы: 83-106
Аннотация >>
Введение. Фундаментальные научно-философские знания должны своевременно внедряться в высшее профессиональное образование. Это создает условия для широкого научно-философского просвещения студентов, для развития научного мировоззрения, творческого мышления будущих специалистов в разных областях науки и практики, для укрепления фундамента научно-технического прогресса. Цель статьи - исследовать несколько современных научно-философских концепций времени с позиции их включения в общее поле интеграции знаний; в соответствующие разделы профессионального образования. Основные задачи: рассмотреть проблему времени и пространства с позиции общефилософских представлений об окружающем мире; раскрыть современные подходы к вопросам атрибутивности времени и пространства; исследовать гносеологические пути анализа разнородных современных концепций времени; определить формы интеграции ряда современных концепций времени в профессиональном образовании. Методология и методика исследования. Материалом исследования выступили литературные источники, научно-философские представления о времени и пространстве в окружающем мире. Применены методы гносеологического и праксиологического анализа научного материала; системно-генетический анализ философских работ; сравнительная научно-философская оценка характеристик материального мира и его атрибутов; компаративистский анализ концепций однонаправленного, двунаправленного и циклического времени; социально-педагогический подход к проблеме. Результаты исследования. Исследована связь атрибутов времени и пространства с фундаментальными свойствами материального мира. Показано, что содержание понятия материи как объективной реальности в ХХ - начале XXI в. закономерно расширяется: это существующие в мире вещество и поле, мир веществ и мир энергийный. Причем такие субатомные формы бытия, как разнообразные элементарные частицы (которых открыто уже более восьмисот), энергетические поля, волны и пр. не только фиксируются, описываются, но и широко используются в практике. С учетом развития системного подхода определено, что атрибутивными онтологическими формами бытия материи оказываются динамичность (движение как любое изменение вообще, непрерывная изменчивость мира) и системность (как структурированность, устойчивость областей и участков мира). Соответственно, гносеологическими (метрическими) атрибутами материального мира выступают время (отражающее динамичность мира) и пространство (отражающее системность/структурность мира). На данной основе в сравнительном аспекте исследованы современные концепции одномерного, двумерного и циклического времени, показана их онтологическая и логическая взаимосвязь. Заключение. Обоснована значимость проблемы времени в современном познании, профессиональном образовании и в технико-технологических сферах общества. На базе широкого анализа научно-философской литературы показаны изменения в современном понимании фундаментального содержания материального мира и его атрибутов. Выявлена проблема недостаточного постижения времени в общефилософском, научно-прикладном и образовательном аспектах.
DOI: 10.15372/PHE20210206 |
Е.В. Скрипникова1, К.А. Кравченко2
1Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия evskripnikova@bk.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия kka-78@mail.ru
Ключевые слова: эстетическое восприятие, художественное образование, изобразительная деятельность, эстетика, целенаправленное наблюдение, эстетическая культура
Страницы: 107-119
Аннотация >>
Введение. Одной из важнейших задач художественного образования является развитие эстетического восприятия у студентов, особенно у будущих художников-педагогов, поскольку именно они будут способствовать формированию чувства прекрасного у своих воспитанников. В последнее время подверглись изменению ценностные ориентации студентов, а вместе с ними и эстетическое восприятие, у большинства из них оно стало носить «клиповый», поверхностный характер, что совершенно недопустимо для выпускника художественного вуза. Эстетическая культура современного выпускника вуза далеко не всегда соответствует потребностям общества и времени, а также современным требованиям школы. В связи с этим эстетическое восприятие будущих специалистов в области художественной деятельности нуждается в развитии и совершенствовании. Методология и методика исследования. Методологической основой рассматриваемой проблемы настоящего исследования стала психология творчества, педагогика художественного образования. Эмпирическую базу составили результаты авторских наблюдений, исследовательской деятельности известных ученых, итоги работы педагогов-практиков. Результаты исследования. Обоснована значимость эстетического восприятия, способного выявить личностные качества и способности, которые повлияют на успешность и результативность в любой деятельности и, главное, раскроют возможность создания новых эстетических ценностей. В исследовании выявлено, что высокоразвитое восприятие способно сознательно культивировать творческое воображение, культуру чувств, эмпатию. Однако эстетическое восприятие формируется лишь при определенных условиях, которые и были выявлены в процессе работы над обозначенной проблемой. Заключение. Авторами сделаны выводы о том, что эстетическое восприятие играет огромную роль в духовной, профессиональной и творческой жизни студентов художественных вузов, поскольку от их профессиональной компетентности зависит уровень эстетической культуры общества. В исследовании доказано, что эстетическое восприятие активно формируется в процессе творческой, живописной деятельности, особую роль при этом играет цветовосприятие. Вместе с тем выявлено, что в процессе развития восприятия необходимо учитывать ряд важнейших педагогических условий, первым из которых, наряду с хорошим знанием теории психофизиологии цвета, является целенаправленное и планомерное наблюдение объектов действительности.
DOI: 10.15372/PHE20210207 |
М.С. Хахалина, А.А. Лагутина, О.Ю. Щерба, Н.В. Порязь
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия xaxalinam@gmail.com
Ключевые слова: дистанционное образование, MOODLE, онлайн, дедлайн, эффективность, успеваемость, мотивация, прокрастинация, интерактивные формы обучения
Страницы: 120-139
Аннотация >>
Введение. В статье рассматривается опыт реализации образовательной программы «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей в условиях перехода на обязательное дистанционное обучение весной 2020 г. Анализ влияния таких параметров, как контроль времени выполнения заданий и применение различных интерактивных видов учебной деятельности на эффективность дистанционного обучения на платформе MOODLE, а также на мотивацию к обучению и самостоятельность студентов представляется авторам необходимым шагом к переходу на повсеместный смешанный формат обучения в вузе. Методология и методика исследования. Проведен подробный обзор литературы по проблемам эффективности онлайн-обучения за последнее десятилетие. Приведены характеристика и отличительные особенности МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в сравнении с традиционным форматом обучения, а также особенности образовательной платформы MOODLE. Методология настоящего исследования включала в себя статистический анализ эффективности учебного процесса при обучении студентов дисциплине «Иностранный язык» по таким параметрам, как динамика посещаемости ЭУКов (электронных учебных курсов) студентами различных факультетов в образовательной платформе MOODLE, а также работу учащихся в ходе видеоконференций на платформе ZOOM. В исследовании участвовали студенты младших курсов естественно-научных факультетов с различным уровнем довузовской подготовки. Интерактивными инструментами для осуществления обратной связи в период локдауна выступили видеоконференции на платформе ZOOM и чаты в системе MOODLE. Организация контроля времени происходила посредством назначения дедлайнов различных форм и степеней. Результаты исследования. Полученные результаты позволяют говорить о том, что академическая успеваемость и эффективность дистанционного обучения напрямую зависят от наличия дедлайнов выполнения работы и использования интерактивных форм взаимодействия с помощью современных цифровых инструментов, таких как видеоконференции и чаты. Однако существуют группы студентов, результаты работы которых не связаны с введением временных рамок различной степени жесткости и не зависят от форм работы. Успешность этих групп в освоении курса отличается кардинально. Заключение. В заключении обсуждаются перечень факторов, влияющих на академические результаты, и соответствующие рекомендации, данные преподавателям и методистам относительно групп студентов с различными показателями успешности. Дальнейшие исследования в этой области позволят повысить эффективность дистанционного обучения в условиях современных реалий, когда оно является основной формой работы и когда этот формат представляется неотъемлемой составляющей смешанного обучения.
DOI: 10.15372/PHE20210208 |
М.А. Петров, А.В. Голдаева
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия mipet@yandex.ru
Ключевые слова: социально-информационная реальность, образование, трансформация образовательного процесса, инновационная парадигма образования, информационные тенденции, информационно-коммуникационные технологии, субъект и объект в образовательном процессе
Страницы: 140-156
Аннотация >>
Введение. В статье поднимается проблема трансформации образования в условиях современной социально-информационной реальности. Хотя процесс реформации образования есть явление многоаспектное, при его рассмотрении наличествуют основания акцентировать внимание на изучении новых информационных тенденций, которые, выступая в роли инструментов воплощения идеи развития образования, заданной инновационной парадигмой, составляют ядро обозначенной реформации. В связи с переориентацией духовной и социальной жизни на информационный базис наблюдается изменение в статусе знания, что применительно к процессу обучения, в частности, вносит характерные коррективы в функционал обучающего, утрачивающего во взаимодействии с обучающимся функцию основного носителя знаний и обретающего роль координатора своего ученика в безграничном информационном пространстве. Современные образовательные реалии рождают фундамент для становления нового субъект-субъектного типа образовательного взаимодействия, однако сохраняется невозможность его полноценной реализации, проступающая во взаимосвязи с проблемой трансформации образовательной системы в области ИКТ-направленности лишь с точки зрения формы, но не качественного содержания. На пути осмысления происходящих метаморфоз не только возникает необходимость детального изучения последствий введения информационных технологий в образовательный процесс, но и становится существенно значимым вопросом углубление в личностную компоненту акторов учебной интеракции, поскольку эффективность внедрения актуальных нововведений во многом обусловливается наличием личностных качеств, способствующих подготовке самого индивида к восприятию новой реальности. Целью статьи является попытка комплексного рассмотрения происходящей адаптации образования в соответствии с современной социокультурной ситуацией. Методология и методика исследования. В качестве объекта исследования определен образовательный процесс, а предметом выступает его трансформация в современном информационном мире. Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий выявлять особенности трансформации процесса получения знаний в совокупности характерных для него аспектов, специфика которых формируется в плоскости инновационной образовательной парадигмы. Посредством компаративного метода, применяемого в статье для сопоставления развития образовательной интеракции в традиционной «знаниевой» среде и пространстве информационной культуры, обозначаются явления, впервые внедренные в бытие индивида, в условиях которых современная личность переживает уникальный опыт как вторичной, так и первичной социализации. На основе обобщения теоретических исследований ученых, разрабатывающих проблематику науки и образования, в статье приведены и проанализированы актуальные представления, затрагивающие предпосылки формирования сложившейся специфики процесса обучения в настоящее время, его непосредственные характеристики и проблемные аспекты, обусловливающие необходимость поиска их разрешения. Результаты исследования. Сквозь призму современных представлений о проблемах образования рассмотрен процесс адаптации образовательной системы на базе новых информационно-коммуникационных технологий. Изучение пласта теоретических исследований в области проблем современного образования позволило сформировать целостный образ его специфики как социально-культурного явления, особенности которого в настоящее время с точки зрения системы образования проявлены в смене парадигмальной установки, а с точки зрения учебной интеракции наблюдаются в изменении взаимоотношений «учитель - ученик». Ввиду концентрации особого внимания на многообразии имеющихся информационных тенденций обобщены эффекты их влияния на процесс получения знаний и определено место этих тенденций в происходящих трансформационных процессах. Помимо этого, в статье освещены такие вопросы, как 1) переход от традиционной «знаниевой» парадигмы образования к парадигме инновационного типа; 2) возникновение новых контуров знания; 3) субъект-объектный подход в образовательном взаимодействии и его несостоятельность в условиях современного мира; 4) особенности субъект-субъектного подхода и проблемы его внедрения. Сделан вывод о том, что противоречие между сложноорганизованной системой института образования, в силу своих особенностей не обладающей способностью к оперативной реформации качественных структур, и информационным обществом с характерной для него сверхдинамичностью выступает основным проблемным полем переориентации образовательного процесса на основы обновленной социальной реальности. Поиск преодоления противоречия предложено перенести в область осмысления личностной компоненты участников образовательной интеракции. Заключение. В условиях современной социальной реальности информационного типа образование претерпевает трансформацию и постепенно осуществляется адаптация образовательной системы к новым информационно-коммуникационным технологиям. Трансформация образования есть процесс многогранный, при реализации которого перед обществом обозначились проблемные вопросы, требующие их осмысления и разрешения, поскольку современные образовательные реалии рождают фундамент для становления образовательного взаимодействия в будущем.
DOI: 10.15372/PHE20210209 |
О.С. Лопатина
Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия olga.lopatina.19@bk.ru
Ключевые слова: цифровая среда, профессионализация в условиях цифрового обучения, педагогические аспекты цифровизации, совершенствование информационно-цифровых технологий
Страницы: 157-171
Аннотация >>
Введение. Проблема профессионализации будущих педагогов в условиях цифровизации вузовского учебного пространства и всей образовательной системы страны сложна по своей структуре, наполнена аспектами, которые требуют к себе внимания со стороны педагогической общественности: 1) гармоничная мотивация учебно-интеллектуальной деятельности субъектов образовательного процесса (и педагога, и обучающихся) пока еще представляется идеально возвышенной и требует осмысления практических подходов к ее решению; 2) пока еще до конца не определены факторы благотворного влияния на формирование цифровизационных навыков обучающихся; 3) осмысление педагогами и учеными потребности/необходимости в опережающем цифровом саморазвитии. В статье рассматриваются обозначенные проблемные аспекты, что актуально, поскольку цифровизация как условие общественного бытия предполагает интеллектуальное овладение ее технологиями в любой сфере человеческой деятельности. Для глубокого, осознанного овладения ими человек должен на мотивационном уровне совершенствовать умения цифрового отношения к выполняемой деятельности. В образовательном процессе, объединяющем в себе деятельность двух субъектов: педагога и ученика, требуется единение двух побуждений («мотив - побуждение, довод, основание к действию»50) к пониманию пользы цифровых действий, их совершенствованию (первый аспект). Динамичность мотивации активной деятельности обучающегося человека вероятна при адекватном состоянии окружающей его среды, которая располагает факторами, способствующими возрастанию интереса к новому делу, пониманию его полезности и нужности для него самого (второй аспект). Результатом успешности воспитания с позиции педагогики является способность человека руководить процессом своего личностного развития. Потребность в опережающем цифровом саморазвитии, ее реальную выраженность у будущих педагогов можно считать показателем успешности их профессионализации. Поиск путей мотивации к цифровизации учебно-интеллектуальной деятельности у субъектов образовательного процесса, совершенствование вузовского образовательного пространства - условия возрастания потребности в цифровом саморазвитии будущих профессионалов (третий аспект). Статья имеет целью глубинное исследование сущности (на основе исследований отечественных ученых) теоретического и практического содержания выделенных аспектов проблемы профессионализации будущих педагогов в условиях цифровизации образования. Методология и методика исследования. Исследование осуществлялось на основе методологии аксиологии образования, основывающейся на идеологии творческого развития педагога и обучающегося. Предложенная новая методология содержания образования представляет интерес для дальнейшего философского осмысления и развития образовательной системы в России. Результаты исследования дают основание считать, что положительные результаты освоения образовательной программы возможны при учете цифровой модернизации. Понятие «образованность» по-прежнему остается критерием качественности знаний, приобретенных человеком, но на современном этапе развития общества оно приобретает еще один новый аспект - способность предотвращать некоторые негативные последствия в человеческом поведении. Исследование показывает, что цифровизация образования может способствовать профессионализации, если реализуются условия совершенствования информационно-цифровых технологий. Заключение. Активизация современного образовательного процесса в высшей школе средствами современных цифровых технологий не исключает отказа от человекосообразности, от осмысления и поиска практико-педагогических неоклассических гуманитарно-гуманистических форм организации образовательного пространства.
DOI: 10.15372/PHE20210210 |
Т.В. Гурская, М.А. Захарова, Н.В. Коржавина, С.Н. Петрова
Технический университет, Уральская горно-металлургическая компания УГМК, Верхняя Пышма, Россия t.gurskaya@tu-ugmk.com
Ключевые слова: локдаун, "цифровой след", дистанционные образовательные технологии, онлайн-обучение, смешанное обучение, подготовка инженеров
Страницы: 172-183
Аннотация >>
Введение. В 2020 г., в связи с пандемией коронавирусной инфекции получила ускоренное развитие тенденция перевода традиционной аудиторной формы обучения в дистанционный формат. Обучение студентов инженерных специальностей с применением дистанционных образовательных технологий требует от высшего образования пересмотра методов, принципа организации и конструирования преподавания учебных дисциплин в онлайн-формате. Методология и методика исследования базируются на сравнении, анализе содержательной и деятельностной составляющих образовательного процесса, педагогического опыта теоретического обучения и практической подготовки студентов корпоративного вуза к инженерной деятельности. Интерпретация, обобщение и описание полученных результатов учебных и внеучебных достижений студентов, а также собранный методистами «цифровой след» учебной активности студентов позволил на качественно ином уровне трактовать полученные образовательные результаты. Результаты исследования. Рассмотрена организация образовательного процесса по программам высшего образования в негосударственном частном образовательном учреждении высшего образования «Технический университет Уральской горно-металлургической компании УГМК» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Определены ключевые аспекты использования дистанционных технологий в образовательном процессе при подготовке будущих инженеров в период локдауна. Приведены примеры методического и технологического обеспечения проведения учебных занятий по различным дисциплинам в дистанционном формате. Показана роль вспомогательных служб университета в организации и обеспечении бесперебойной работы преподавателей и студентов в удаленном формате. Оценена возможность и необходимость сбора и последующего анализа полученного «цифрового следа» в процессе обучения. Уделено внимание контролю обеспечения качества обучения студентов. Заключение. Структура и анализ предложенной модели образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных технологий при подготовке студентов инженерных специальностей дают возможность обобщить накопленный эмпирический материал, эффективно использовать и в дальнейшем развивать инновационные методы обучения, в том числе практико-ориентированного. Перспективой исследования может стать установление соотношения объема использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и традиционных форм обучения для максимально эффективной подготовки студентов инженерных специальностей в вузе.
DOI: 10.15372/PHE20210211 |
|