Т.В. Мельникова
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия mtv-10@mail.ru
Ключевые слова: философия права, теория права, юридическое образование, аксиология, демаркация
Страницы: 5-18
Введение. Проблема соотношения философии права и теории права является чрезвычайно актуальной для поиска ответов на ряд вопросов в сфере образовательной деятельности. В целях повышения эффективности и целесообразности преподавания философии права и теории права следует выявить ее специфику, применяя аксиологический подход. Методология представлена обзором литературных источников по проблеме демаркации философии права и теории права. Для разграничения указанных отраслей знания используется аксиологический подход как методологический регулятив в философии образования, содержащий многоаспектное и концентрированное ценностное содержание образовательных целей и ориентиров. Обсуждение. Показано, что философия права как раздел философии - это система знания о сущности права, наиболее общих законах познания права; предмет теории права - обобщение знаний о существующем правовом регулировании и тенденциях его развития. В аксиологическом аспекте предмет философии права - это исследование формирования правовой системы ценностей человека и общества, а предмет теории права - анализ явлений права как формы и содержания. Аксиология права в качестве философской отрасли знания обладает такими признаками, как комплекс правовых аспектов социальной среды, представленный ценностными ориентирами философского познания, субъективностью философских образов права, в то время как теоретико-правовое постижение права характеризуется праксиологической природой, стремлением к свободе от влияния субъективных предпочтений познающего субъекта и индуктивным мышлением. Акцентируются различия между социально-правовой философией и теорией права, философско-правовой аксиологией и ценностным подходом в теории права. Заключение. С учетом различий в предмете, целях и характере философско-правовой и теоретико-правовой познавательной деятельности имеет смысл рассматривать философию права как философско-аксиологическую отрасль знания в сфере получения юридического образования.
С.П. Штумпф, И.В. Ансов
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, Россия stumpf@kspu.ru
Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, социальная система, диверсификация, адаптация, личность, общество, постиндустриальное общество, социокультурное пространство
Страницы: 19-37
Введение. Постиндустриальное общество характеризуется повышенным вниманием к социальному капиталу, от которого зависит прогресс социума. Качественное сопровождение процесса профессионального самоопределения дает возможность для результативного влияния на прогресс социума, что обусловливается включением в этот процесс большинства его представителей. Изменчивая природа социального пространства диктует необходимость изучения таких проблемно ориентированных подходов, как адаптация и диверсификация на уровне человека и социума. Методология. Синергетика как интегративная область научно-философского познания позволяет наиболее точно отобразить своеобразие процессов, происходящих в обществе. Понимание профессии, профессионального самоопределения в современных условиях обеспечивают разработки в области профессиологии, междисциплинарная специфика которой имеет потенциал для раскрытия ключевых феноменов профессионального самоопределения: адаптации и диверсификации. Обсуждение. На основании понимания требований, предъявляемых к современному профессионалу, раскрыт процесс инфляции традиционного понимания профессионализма и формирования транспрофессионализма. Показана важность адаптивных свойств человека для профессионального самоопределения в условиях социума, характеризующегося неопределенностью и непредсказуемостью. Подобные черты социального пространства представлены и описаны с помощью методологии социальной синергетики, что позволило исследовать широту воздействия на процесс выбора профессии, а стратегия диверсификации выступает фактором, оказывающим содействие процессу профессионального самоопределения. Заключение. Процесс профессионального самоопределения регулируется множеством внутриличностных и социальных факторов, является сложным и многокомпонентным. Опора на развитие такого качества, как адаптивность в процессе подготовки кадров и разработка стратегий диверсификации социального пространства представляются базисом для поиска ответов на возникающие вопросы в процессе профессионального самоопределения.
С.С. Лопатина, Н.В. Отургашева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Россия lopatina-ss@ranepa.ru
Ключевые слова: русский язык как иностранный, социокультурная адаптация, региональный компонент, лингвострановедческая подготовка, принцип коммуникативности, практико-ориентированный характер языковой подготовки
Страницы: 38-53
Введение. Актуальность выбранной темы обусловлена существующим многообразием учебников и учебных пособий и вместе с этим отсутствием четких критериев отбора страноведческого и лингвокультурологического материала. В контексте реализации концепции регионализации высшего образования представлен проект учебника по русскому языку для иностранных граждан с целью поиска и интерпретации информации о способах решения проблемы успешной социокультурной адаптации иностранных граждан в России. Методология исследования обусловлена базовым определением регионального компонента в содержании образования для осмысления перспектив его реализации в практике обучения студентов-иностранцев. Компетентностный, коммуникативный и социокультурный подходы, а также различные концептуальные взгляды на проблемы создания современного учебника русского языка для иностранцев отражают специфику г. Новосибирска с географической, исторической и социально-педагогической позиций. В целях решения проблем социокультурной адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве российских вузов для обсуждения предложен проект учебного пособия «Новосибирск: добро пожаловать!». Обсуждение. Принцип регионализации обусловил выбор текстуального наполнения учебника для иностранцев, принцип коммуникативности обеспечил последовательность изложения материала от сведений общего характера к локальным и конкретным темам. Социально-педагогический подход стал источником ценностно-маркированного содержания издания. Коммуникативный и компетентностный подходы определили последовательность и специфику текстов, заданий и упражнений, моделирующих реальные ситуации общения, формирующих у студентов навык самостоятельного решения языковых, речевых, коммуникативных и познавательных задач. Заключение. Принципы регионализации и речевой компетентности в сочетании с коммуникативным подходом в обучении являются целесообразным ориентиром для отбора и структурирования языкового материала в процессе подготовки регионально ориентированных учебных изданий по русскому языку, предназначенных для иностранцев.
Д.Э.у. Турдиев1, И.Ю. Селютина2, А.Д. Газиев1 1Институт ботаники АН Республики Узбекистан, Ташкент, Узбекистан doston.turdiyev.91@mai.ru 2Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия selyutina.inessa@mail.ru
Ключевые слова: Oxytropis, Fabaceae, ареал вида, онтогенетическая структура ценопопуляции, редкие виды, экологические условия, узколокальные эндемики, Средняя Азия
Страницы: 255-270
Приведены данные о распространении редких видов Oxytropis на территории Республики Узбекистан на основе гербарных образцов, хранящихся в гербарных фондах Института ботаники АН Республики Узбекистан (TASH), и на основе собственных сборов. В результате проведенных исследований было подтверждено существование 13 известных местонахождений. Дана оценка численности 13 ценотических популяций 8 видов Oxytropis в этих местонахождениях, в 5 ценопопуляциях изучена онтогенетическая структура 5 видов. Изученные виды Oxytropis - горные, с узколокальным ареалом и узкой экологической амплитудой, небольшим количеством популяций в пределах ареала. Все исследованные ценопопуляции нормальные, дефинитивные, чаще неполночленные, в них высокая доля генеративных растений и высокий процент особей прегенеративного периода. Основными лимитирующими факторами для редких Oxytropis служат особенности биологии и чрезмерный выпас.
О.Д. Никифорова
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия sv-ovchin@yandex.ru
Ключевые слова: Boraginaceae, морфологические признаки, Myosotis pospelovae, M. nemorosa subsp. putoranica, новые таксоны, плато Путорана, Красноярский край
Страницы: 271-282
Из Красноярского края с плато Путорана описаны два новых таксона - Myosotis pospelovae O.D. Nikif. и M. nemorosa subsp. putoranica O.D. Nikif. из секции Myosotis, которые во “Флоре Путорана” приведены под названиями M. scorpioides L. var. pusilla Meinsh. и M. scorpioides var. nemorosa (Besser) Schmalh. Оба таксона существенно отличаются от известных видов типовой секции рода Myosotis L. жизненной формой, утолщенным корневищем, опушением листьев, а также формой и размерами эремов. С помощью сканирующего электронного микроскопа изучены все таксономически значимые признаки: особенности опушения листовой пластинки, признаки эремов. Обсуждаются вопросы приоритетного названия разновидности линнеевского вида M. scorpioides β - palustris, а также родственные отношения M. nemorosa subsp. putoranica с европейским видом M. nemorosa. Для новых таксонов приведен список исследованных образцов (паратипов) и фотографии типовых образцов.
Т.В. Елисафенко, В.Н. Якк
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия tveli@ngs.ru
Ключевые слова: интродуценты, редкие виды, реликт, эндемик, число хромосом, Сибирь
Страницы: 283-287
В результате экспедиционных исследований на территории Республики Бурятия (Россия) был собран гербарный материал для кариологических исследований. Путем прямого подсчета определены числа хромосом (2n) для 17 видов растений, большей частью эндемичных, из восьми семейств: Alliaceae, Apiaceae, Asparagaceae, Asteraceae, Fabaceae, Linaceae, Papaveraceae, Valerianaceae. Впервые исследован вид Allium udinicum Antsupova (2n = 16). Впервые с территории Бурятии определены хромосомные числа для семи видов: Allium vodopjanovae N. Friesen (2n = 16), Ferulopsis hystrix (Bunge) Pimenov (2n = 40), Heteropappus altaicus (Willd.) Novopokr. (2n = 54), Kalimeris integrifolia Turcz. (2n = 36), Saussurea salicifolia (L.) DC. (2n = 26), Caragana pygmaea(L.) DC. (2n = 16), Oxytropis triphylla (Pall.) Pers. (2n = 16). Впервые обнаружены гексаплоидные цитотипы для видов Aster alpinus L. s.l. и Heteropappus altaicus (Willd.) Novopokr. (2n = 54). Большая часть изученных видов - диплоиды со стабильной плоидностью. Для каждого вида указан ареал и приведены литературные данные по числам хромосом.
Ю.А. Пшеничкина
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия scutel@yandex.ru
Ключевые слова: Е.В. Тюрина (к 100-летию со дня рождения), ботаника, интродукция лекарственных растений
Страницы: 297-301
22 мая 2023 г. исполнилось 100 лет со дня рождения талантливого ботаника-интродуктора, доктора биологических наук Елены Викентьевны Тюриной. Вся научная жизнь Е.В. Тюриной была связана с Центральным сибирским ботаническим садом г. Новосибирска. Основное направление ее исследований - биология лекарственных и пряно-ароматических растений в природе и при интродукции
В.М. Доронькин, В.С. Симагин
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия
norbo@ngs.ru
Ключевые слова: научная деятельность, ЦСБС СО РАН, селекция, гибридизация, интродукция, косточковые культуры, Prunoideae, Rosaceae, Западная Сибирь
Страницы: 302-304
Е.В. Байкова
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия elenabaikova@mail.ru
Ключевые слова: интродукция растений, молодые ученые, повышение квалификации, интродукционные коллекции, сохранение растений ex situ, молекулярно-генетические методы, биотехнологии, ландшафтный дизайн
Страницы: 305-309
В статье представлен краткий обзор результатов работы IX Школы молодых интродукторов, проведенной на базе Центрального сибирского ботанического сада Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск) с участием 43 человек из Сибири, европейской части России и Казахстана. В программе Школы - лекции, посвященные классическим и современным методам интродукции и сохранения растений ex situ, знакомство с ботаническими коллекциями и практические занятия по молекулярно-генетическим, биохимическим методам и биотехнологиям, а также практическим приемам интродукции растений и ландшафтного дизайна. Участники отметили важность приобретенных знаний для своей дальнейшей работы и необходимость проведения подобных школ в будущем, как площадок профессионального общения и обмена опытом.