Объектом исследования стал процесс распространения пандемии COVID-19 в пространствах Сибири в 2020-2021 гг., рассмотренный на примере 15 субъектов Российской Федерации. Цель исследования - объяснить механизм и результат (в избыточной смертности) проникновения коронавируса в Сибирь, исходя из характерных особенностей пространства сибирских регионов. Новизна подхода состоит в использовании наиболее достоверной для характеристики демографического урона от пандемии помесячной статистики избыточной смертности, привлечении региональных нормативных правовых актов антиковидной направленности и применении концепции пространственной диффузии инноваций для описания волн пандемии в регионах Большой Сибири. Основные результаты работы заключаются в следующем. Во-первых, выделены пять типов сибирских регионов с точки зрения интегрального демографического ущерба от пандемии в 2020-2021 гг.: ХМ АО и ЯНАО - с самой высокой избыточной смертностью: Омская, Новосибирская, Тюменская области - с умеренно высокой: Томская область, Алтайский и Красноярский края - с относительно высокой: Иркутская область, Республика Алтай, Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика Бурятия, Забайкальский край - с избыточной смертностью ниже среднероссийской; Республика Тыва - с предельно низкой избыточной смертностью за всю пандемию. Во-вторых, определены четыре типа региональных пространственных систем Сибири по степени уязвимости к диффузии коронавируса: самая уязвимая открытая полицентричная; высокоуязвимая открытая централизованная; среднеуязвимая закрытая централизованная; наименее уязвимая закрытая полицентрич- ная. В-третьих, установлено, что в первом типе важнейшей для распространения пандемии была передислокационная пространственная диффузия (и ее частный характерный случай вахтовых миграций), во втором типе - передислокационная («самолетная») и горизонтальная (в контуре местного рынка труда), в третьем и четвертом типах - горизонтальная пространственная диффузия. Привычные факторы отраслевой специализации, плотности населения, транспортной обустроенности пространства в сибирских условиях слабо влияли на уровень заболеваемости коронавирусом. Значительно важнее был коммуникационный (контактоемкий) срез этих факторов, который определял потенциал заражаемости и скорость распространения пандемии в пространстве сибирских регионов.
Эффективность управления городскими агломерациями до настоящего времени не была объектом пристального внимания исследователей. В статье предлагается оценивать ее применительно к договорной модели управления на основании трех компонентов, т.е. оценивать общую эффективность управления развитием агломерации как степень достижения целей агломерационного взаимодействия, «политическую» эффективность принятия и реализации решений, «менеджеристскую» эффективность реализации агломерационных проектов. Приведено теоретическое обоснование подхода и представлены результаты исследования эффективности управления агломерациями на примере агломераций Челябинской области.
Е.А. Коломак1,2, А.И. Шерубнёва1 1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск ekolomak@academ.org 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Россия, Новосибирск
Ключевые слова: Азиатская Россия, муниципальные образования, пространственное развитие, эмпирический анализ
Страницы: 82-110
В работе исследуются пространственные особенности развития азиатской части России, географической единицей анализа выступают муниципальные образования. На основе изучения распределения характеристик экономического развития делается заключение о наличии неоднородности и несогласованности в развитии востока страны как в широтном, так и в меридиональном измерении. С использованием эконометрических методов оценивается влияние ресурсных, географических, инфраструктурных, агломерационных и рыночных факторов на развитие муниципалитетов российской Азии. Выборка включает 271 муниципальное образование, период наблюдения охватывает 2015-2018 гг. Регрессионные оценки показали, что ресурсная экономика и природная рента продолжают играть важную роль в экономике востока страны. Но несмотря на низкую плотность деловой активности и высокие транспортные издержки, агломерационные и рыночные факторы значимы и формируют пространственные пропорции Азиатской России. Влияние рыночного механизма неоднозначно, во взаимодействиях региональных центров с окружением доминируют эффекты вымывания, горизонтальные же межмуниципальные связи создают положительный эффект, который перекрывает отрицательное влияние взаимодействий с региональной столицей. Полученные результаты являются аргументами в пользу усиления связности пространства макрорегиона и поддержки межрегиональной и межмуниципальной кооперации. Решение этой задачи включает техническую составляющую, предполагающую реализацию инфраструктурных проектов, а также институциональную составляющую, направленную на усиление кооперативных и сокращение конкурентные стимулов пространственного взаимодействия.
Р.М. Мельников1, П.Ю. Макаров2 1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва rmmel@mail.ru 2Владимировская Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Владимир makarovpu@ya.ru
Ключевые слова: брендинг регионов, бренд региона, туризм, метод «разность разностей», результативность брендинга регионов, маркетинг территорий, туристическая привлекательность, региональное развитие
Страницы: 111-137
В статье проверяются гипотезы о влиянии инициатив по разработке туристических брендов субъектов Российской Федерации на количество привлеченных туристов и доходы туристско-рекреационного сектора экономики. Для этого методом «разность разностей» на панельных данных субъектов РФ оценивается средний эффект влияния продвижения бренда на прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, и на прирост добавленной стоимости гостиниц и предприятий общественного питания. Результаты расчетов свидетельствуют, что реализация инициатив по брендингу регионов сопровождается увеличением количества привлеченных туристов в среднем на 15,7%, а уровень доходов от их обслуживания значимо возрастает при проведении активной политики продвижения бренда. Однако наблюдаемый положительный эффект проявляется главным образом в первые годы реализации инициатив по брендингу. Следовательно, достижение долгосрочных целей по увеличению доходов туристско-рекреационного сектора региона требует не только мер по формированию и продвижению туристического бренда, но и более капиталоемких мер по развитию туристической инфраструктуры, созданию новых объектов и проведению мероприятий, которые могли бы выступать стимулом для посещения региона.
С.В. Соболева, Н.Е. Смирнова, О.В. Чудаева
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск soboleva@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: Депопуляция, естественный прирост, рождаемость, смертность, женщины репродуктивного возраста, возрастная структура, возрастные группы
Страницы: 138-169
В статье кратко описано естественное движение населения в России за 1980-2021 гг. с акцентом на депопуляционные процессы постсоветского периода. Первопричиной депопуляции является недостаточная для замещения поколений рождаемость на протяжении длительного времени. Числа родившихся, помимо интенсивности рождаемости в расчете на одну женщину, определяются численностью и возрастной структурой репродуктивных контингентов женщин. В работе представлены особенности динамики этих показателей для женщин репродуктивного возраста по федеральным округам в контексте общероссийских тенденций. В качестве метода исследования использовался демографический анализ динамических рядов с выделением населения городских и сельских территорий. Информационную базу исследования составили данные Росстата за 1980-2021 гг. Показано, что на фоне уменьшения численности всего населения России опережающими темпами снижалась численность женщин репродуктивного возраста, особенно на селе. При этом численность женщин в самых активных репродуктивных возрастах 20-34 года во всех федеральных округах сокращалась еще более быстрыми темпами. Сильнее всего негативные тенденции уменьшения численности рассматриваемых контингентов проявились в Дальневосточном федеральном округе, испытывающем длительный миграционный отток населения. Помимо сокращения общей численности женщин в возрасте 15-49 лет, в России менялась и их возрастная структура: численность и доля молодых женщин уменьшились и в городе, и в селе, а женщин старших репродуктивных возрастов с гораздо меньшими возрастными показателями рождаемости, наоборот, увеличились. Особенно сильное снижение численности как следствие крайне низкой рождаемости 1990-х годов фиксировалось в самой активной в репродуктивном плане возрастной группе 25-29 лет. В результате таких количественных и качественных изменений, связанных с длительным сокращением численности и старением женщин репродуктивного возраста, весьма значительно осложняются перспективы выхода страны из затяжной депопуляции за счет увеличения чисел родившихся. Эта сложность еще больше возрастает с учетом резкого роста чисел умерших начиная с 2020 г. по причине распространения коронавируса. Таким образом, рекордная за весь постсоветский период естественная убыль населения в 2021 г. усиливает крайне негативную тенденцию к дальнейшей депопуляции в России и ее регионах с соответствующими последствиями для будущего страны, ее социально-экономического развития, геополитического статуса и национальной безопасности. Результаты исследования могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти при формировании и корректировании демографической политики и стратегий социально-экономического развития.
В статье рассматриваются социально-экономические факторы миграции населения по железной дороге на территории России. Выявляются основные причины миграции населения в регионах, обусловливающие изменения местопребывания граждан. Цель исследования заключается в определении факторов, воздействующих на миграционные потоки граждан в пространственной взаимосвязи между регионами с учетом плотности инфраструктуры железных дорог. Задачи анализа - изучение и выявление статистически значимых показателей, характеризующих факторы, влияющие на переселение людей. Для исследования использованы статистические данные по миграции населения в 78 регионах с наличием железнодорожного транспорта. Учитывается переселение населения на территории страны (межрегиональный прирост/убыль, тыс. чел.). Изученность вопроса миграционных потоков между регионами с каждым годом углубляется, что связано с его возрастающей актуальностью, которая обусловлена изменением общего состава населения, убылью граждан из-за изменения геополитической обстановки. В статье отмечены авторы, занимающиеся вопросами переселения, исследующие закономерности передвижения населения по различным социально-экономическим причинам с использованием регионального транспорта. Проанализированы с помощью метода наименьших квадратов факторы влияния на переселение. Ряд показателей определены как статистически значимые, предварительно исключены выбросы - наблюдения, отражающие факторы, которые не оказывают воздействия на потоки населения. В качестве результата представлено картографическое изображение внутренней миграции населения. Визуализация результатов исследования регионального переселения по железнодорожным путям позволяет выявлять значимые факторы миграции, влияющие на регулирование транспортных направлений. Данные, полученные в ходе исследования миграционных потоков, могут быть использованы транспортными компаниями для принятия решений в области планирования регионального развития на территории РФ.
Приведены результаты анализа современной гидрогеологической ситуации и прогноз ее развития в пределах Челябинского угольного бассейна на постэксплуатационном этапе. Рассмотрены техногенные объекты в районе шахты “Красная горнячка”, разреза Копейский и Коркинский и определены основные проблемы, возникающие при затоплении. Приведены горно-гидрологические прогнозы и план мероприятий, исключающие подтопление данных территорий.
Представлены результаты исследований свойств связующих реагентов отечественного производства для пылеподавления хвостохранилища на примере одного из предприятий горнопромышленного комплекса Мурманской области. Определены динамика набора прочности образованных покрытий, изменение прочности в режиме “увлажнение - высыхание”, оценено влияние реагентов на водопроницаемость обработанного материала хвостов, проведено выщелачивание полимеризовавшихся концентратов в слабокислой и щелочной среде. Показана необходимость проведения комплексного исследования для обоснованного выбора связующего реагента.
При проведении взрывов с помощью восьмифракционного портативного каскадного импактора измерена респирабельная аэрозольная масса (РАМ) и установлено распределение частиц пыли по массе и размеру. Приведены уравнения, описывающие рассеяния РАМ по господствующему направлению ветра для различных расстояний от места взрыва, которые для оценки угроз здоровью классифицированы по респирабельной, торакальной и вдыхаемой фракциям. Рассчитано количество образованной при взрыве пыли и выявлены тренды рассеяния РАМ: уменьшение концентрации от граммов до миллиграммов в зависимости от расстояния. Все фракции РАМ полностью оседают на расстоянии 535 м, не распространяясь за пределы карьера. Частицы РАМ классифицируются как мелкие. Выполнено сравнение количества и качества пыли, образованной при взрывных и других горнодобывающих работах.
В.И. Востриков, П.А. Цой, О.М. Усольцева
Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия vvi.49@mail.ru
Ключевые слова: Образец горной породы, водонасыщение, замораживание, разрушение, микросейсмическая эмиссия, ускорение, спектральная плотность, акустическая добротность, коэффициент внутреннего трения, затухание
Страницы: 192-200
Исследованы геофизические параметры образцов горных пород в водонасыщенном и замороженном состоянии, проведено их сравнение с образцами в естественном состоянии. При динамическом воздействии на образец регистрировался сигнал ускорения и рассчитывалась спектральная плотность, на основании которых определялись скорость продольных колебаний, логарифмический декремент затухания, коэффициент внутреннего трения, акустическая добротность. В водонасыщенных и замороженных образцах наблюдалось увеличение скорости распространения упругих продольных колебаний. Образцы, имеющие в замороженном состоянии высокие значения акустической добротности, разрушались при более значительных нагрузках. Степень водонасыщенности образцов влияла на их прочность: чем выше степень водонасыщения, тем меньше предел прочности образца. При замораживании образцов генерировались микросейсмические колебания в высокочастотной области сигнала. В экспериментах при одноосном сжатии на прессе до разрушения при критической нагрузке зарождения разрывной трещины фиксировался сигнал высокой частоты, по мере развития трещины спектр сигнала смещался в область низких частот.