Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Геология и геофизика

Принятые к публикации статьи

Выпуск № Неопубликованное

31.
ЭВОЛЮЦИЯ ИНТРУЗИВНОГО МАГМАТИЗМА ЗАПАДНОГО САЯНА

С.Н. Руднев1, Г.А. Бабин2, Д.В. Семенова1, А.В. Травин1


1 Институт геологии и минералогии им В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, просп. Акад. Коптюга, 3, Россия
2 Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского, Санкт-Петербург, Средний проспект, 74, Россия
Дополнительные материалы 



Регион: экономика и социология

2024

Выпуск № 1

32.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК И ИЗУЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ СИБИРИ: ОТ ОПИСАНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ

В.А. Крюков
Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, Россия, Москва
leksinvn@yandex.ru
Ключевые слова: Академия наук, Сибирь, социально-экономическое развитие, комбинирование, территориально-производственные комплексы, субъекты хозяйственной деятельности, взаимодействие
Страницы: 13-65

Аннотация >>
В статье предпринята попытка рассмотреть и проанализировать основные тенденции в изучении экономики Сибири на протяжении 300-летней истории Российской академии наук. Показано, что исследование социально-экономических процессов на обширной территории и с точки зрения тематики, и с точки зрения его направленности во многом определялось такими важнейшими обстоятельствами, как роль и место макрорегиона в решении проблем развития страны в целом, а также степень вовлеченности государства в выстраивание системы форм, мер и шагов по созданию благоприятных условий как для хозяйственной деятельности, так и для проживания населения. Отличительная особенность деятельности Академии наук состояла в учете разнообразных условий (как природных, так и культурно-исторических) социально-экономического развития территории Сибири. На основе сочетания обширных прикладных и полевых исследований с работами фундаментального (общесистемного) характера были разработаны и предложены подходы к формированию траекторий долгосрочного социально-экономического развития, которые в целом ряде случаев предвосхищали парадигму устойчивого эколого-социально-экономического развития. В числе основных трудностей реализации разработанных и предложенных сотрудниками РАН решений и подходов в социально-экономической области следует отметить доминирование отраслевого (ранее ведомственного, в настоящее время корпоративного) начала. Отрицание на практике эффективных форм горизонтальной координации на региональном (межрегиональном) уровне реализации проектов социально-экономического развития явилось и продолжает оставаться основной причиной слабого (недостаточного) использования полученных сотрудниками РАН обобщенных выводов и их предложений.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

33.
О КОНТУРАХ И РЕАЛИСТИЧНОСТИ НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СИБИРИ

В.Е. Селиверстов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
sel@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: национальные и региональные модели развития, модель развития Сибири, пространственное развитие, региональная политика, восточный вектор развития России, связность пространства, модель роста социальной ценности, трансграничные взаимодействия, адаптационная модель Сибири, Сибирское отделение РАН
Страницы: 66-114

Аннотация >>
В статье рассмотрены целесообразность и предпосылки формирования новой модели развития Сибири, даны понятия национальной и региональной моделей развития. Показаны особенности и сформулированы направления реализации модели развития Сибири в условиях адаптации к вызовам и угрозам последнего времени, в том числе выделены пять типов маневрирования и приспособления к новым условиям развития: структурный маневр, транспортно-логистический маневр, управленческий маневр, научно-технологический маневр, пространственный маневр. Рассмотрены контуры новой модели развития Сибири, которая может быть реализована в период перехода на траекторию возобновляющегося экономического роста России с его высоким качеством. Предложены шесть векторов - основополагающих принципов и направлений реализации такой модели, главными из которых являются переход на модель возобновляющегося роста социальной ценности, усиление связности пространства Азиатской России и формирование новой системы трансграничных взаимодействий. Исходя из анализа Основных положений XIV пятилетнего плана народно-хозяйственного и социального развития КНР и перспектив до 2035 года показано, что Китай в своих стратегических планах фактически ориентирован на такую модель развития. В заключение дана оценка реалистичности предлагаемой модели развития Сибири.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

34.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ АГЛОМЕРАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Е.А. Коломак1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
ekolomak@academ.org
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: агломерационные эффекты, микроэкономический анализ, предприятия, эмпирический анализ, регионы России
Страницы: 150-176

Аннотация >>
В статье рассматривается функционирование агломерационной экономики в регионах России, проводится эмпирический анализ результатов работы предприятий и изучается их зависимость от близости к крупному региональному рынку. Информационной основой исследования выступают данные СПАРК-Интерфакс за 2019-2020 гг. Проведенный анализ не подтвердил распространенное мнение о том, что агломерационные эффекты проявляются на очень ограниченных территориях центра России. Эконометрические оценки свидетельствуют о значительном вкладе агломерационной экономики в эффективность компаний, расположенных в различных частях страны. Во всех географических зонах и федеральных округах РФ имеются регионы как с существенными, так и с незначимыми положительными агломерационными эффектами, в некоторых регионах они отрицательные. Проявление агломерационных эффектов в регионах не зависит ни от плотности экономической активности, ни от уровня развития коммуникационной инфраструктуры. Очевидно, что отсутствие кооперации между местными производителями препятствует реализации существующего агломерационного потенциала в стране.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

35.
АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ОСНОВАНИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

Л.В. Мельникова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
melnikova@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: межрегиональная дифференциация, конвергенция, производительность труда, структурные различия, структурный анализ, сдвиг-доля
Страницы: 177-200

Аннотация >>
В статье исследуется межрегиональная дифференциация уровней производительности труда (ПТ), лежащих в основе различий региональной экономической динамики. Средствами структурного анализа «сдвиг-доля» оценена значимость отраслевой структуры и ее изменений в формировании межрегиональных различий уровней ПТ. Был выполнен структурный анализ изменений в производительности труда, измеренной объемом ВДС на одного занятого в экономике, на данных субъектов РФ в разрезе отраслей ОКВЭД за период 2011-2021 гг. Результаты анализа выявили тенденцию к конвергенции региональных уровней ПТ. Основной вклад в конвергенцию вносят региональные сдвиги, возникающие из внутриотраслевых различий ПТ в зависимости от локации производств, и в существенно меньшей степени - отраслевые сдвиги, указывающие на межотраслевые различия ПТ. Основной вклад в дивергенцию региональных уровней ПТ вносят локализационные сдвиги, возникающие в процессе специализации региона на производствах, представляющих его сравнительные преимущества. Локализационные сдвиги большей частью происходят в азиатских регионах России.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

36.
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АН СССР: ИСТОРИЯ УСПЕХА

В.И. Клисторин1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
klistorin@ieie.nsc.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: Сибирское отделение АН СССР, Сибирь и Дальний Восток, наука и образование, фундаментальные и прикладные исследования, ВПК, организация науки
Страницы: 201-227

Аннотация >>
Целью исследования являются историческая реконструкция обоснования, подготовки и первого этапа реализации проекта организации Сибирского отделения АН СССР, выявление объективных и субъективных факторов, способствовавших успеху его организационного оформления. Основная гипотеза исследования состояла в том, что создание СО АН СССР отвечало выбранной руководством страны стратегии развития производительных сил, его геополитическим приоритетам. Критический анализ большого числа источников, включая опубликованные документы, позволил получить подтверждение этой гипотезы. В статье показано, что значительную роль в реализации проекта сыграли субъективные факторы, а именно формирование многочисленной коалиции в поддержку проекта, широкие полномочия его организаторов, особенно в кадровой политике. В то же время распространенное представление о влиянии личного фактора в становлении СО АН СССР и бесконфликтности в реализации проекта не получили дополнительного подтверждения. В статье показано, как и почему вызревала идея формирования центра фундаментальной науки на востоке страны и как аккумулировался опыт в этой области. Продемонстрировано, что вопреки господствующему принципу разделения науки и высшего образования, в Сибири удалось реализовать противоположную концепцию. Анализ опыта создания СО АН СССР полезен при формировании как научно-технологической политики, так и политики пространственного развития страны, при подготовке стратегических документов различного уровня и назначения.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

37.
СОТРУДНИЧЕСТВО НАУКИ И БИЗНЕСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Н.А. Кравченко1,2, В.Д. Маркова1,2, А.Т. Юсупова1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
natakravchenko20@mail.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
markova.pro@yandex.ru
Ключевые слова: кооперация науки и бизнеса, инновационные экосистемы, исследовательский и инновационный потенциал, технологический потенциал, государственная поддержка
Страницы: 228-257

Аннотация >>
На примере субъектов Сибирского федерального округа показаны проблемы взаимодействия науки и бизнеса в рамках формирования инновационных экосистем. Проведен сравнительный анализ развития регионов округа в исследовательской, инновационной и технологической сферах. Предложена схема позиционирования каждого из них в координатах научного и технологического потенциалов, которые отражают способности регионов создавать знания и инновации и восприимчивость региональной экономики к использованию и коммерциализации научных разработок. Выделены регионы-лидеры с развитыми и сбалансированными экосистемами (Новосибирская и Томская области), регионы, в которых научный потенциал выше технологического (Иркутская, Омская области, Красноярский край), регионы с уровнем развития технологий выше уровня развития науки (Алтайский край, Кемеровская область) и проблемные территории (республики Алтай, Тыва, Хакасия). Обоснована необходимость расширения горизонтальных внутри- и межрегиональных взаимодействий, способствующих поиску новых комбинаций способностей и возможностей регионов, повышению устойчивости и сбалансированности экосистем различного уровня. На примере развития инновационной экосистемы в области биофармтехнологий показано формирование взаимодействий между участниками экосистемы. Выявлена возрастающая значимость государственного участия в формировании моделей экосистемногоразвития, которые отличаются большим разнообразием. Формы и инструменты господдержки должны учитывать уникальные характеристики регионов, что предполагает значительное расширение полномочий властей регионального и местного уровней.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

38.
ЧЕЛОВЕК НА ТЕРРИТОРИИ: ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Е.Е. Горяченко1,2, Т.Ю. Черкашина1,2, Н.Л. Мосиенко1,2, К.В. Малов1,2, О.П. Фадеева1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск
egor@ieie.nsc.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
touch@nsu.ru
Ключевые слова: Новосибирская экономико-социологическая школа, сельско-городская миграция, пространственная мобильность, социально-территориальная структура, локальная территориальная общность
Страницы: 258-288

Аннотация >>
В статье рассматривается история исследований Новосибирской экономико-социологической школы (НЭСШ) в области анализа социальных проблем территорий с начала 1960-х годов до настоящего времени. Показаны логика и основные этапы развития НЭСШ в трудах ее основателей, продолжателей и современных исследователей. Рассмотрена последовательная трансформация как комплекса изучаемых проблем, так и используемого социологического инструментария. Анализ проблем миграции между селом и городом и разработка типологии сельских поселений впоследствии были дополнены исследованиями процессов урбанизации и пространственной мобильности населения, а затем системным изучением социально-территориальной структуры советского и российского общества. Отмечены устойчивые особенности НЭСШ, прослеживаемые в работах авторов разных поколений, посвященных пространственной мобильности и функционированию социально-территориальных структур. В том числе: применение системного подхода к постановке задач и разработке дизайна исследовательских проектов; использование взаимодополняющих источников данных; концептуальные расхождения с политическим «мейнстримом», позволяющие исследователям делать выводы, не всегда совпадающие с государственной политикой и текущей конъюнктурой; стремление к использованию новейших инструментов сбора и анализа социологических данных; стремление к включенности в мировой контекст.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2024

Выпуск № 1

39.
Исследование компетентности магистрантов в специфике уральской региональной архитектуры: подходы к преодолению вестернизации

Н.С. Жданова, С.А. Гаврицков, Т.В. Саляева
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: магистранты, социокультурные риски, вестернизация, взаимовлияние культур, региональная архитектура, Уральский регион
Страницы: 117-129

Аннотация >>
Введение. Решая в образовании задачи формирования критического и ценностно-ориентированного отношения к отечественным архитектурным традициям, следует учитывать риски вестернизации. Исследование имеет целью выявить компетенции магистрантов-дизайнеров в области истории уральской региональной архитектуры с необходимостью корректировки учебного курса магистерского плана «История региональной архитектуры». Методология. Опрос магистрантов разных направлений художественного образования, в частности направления подготовки 54.04.01 «Дизайн» проводился в течение трех лет в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова. В опросе приняли участие 32 студента первого курса (педагоги изобразительного искусства, дизайнеры, художники декоративно-прикладного искусства, технологи художественной обработки материалов, архитекторы). Исследование проводилось в три этапа: первый - теоретический - позволил определиться с основными понятиями и целью последующей работы, второй состоял из опроса магистрантов, а третий заключался в корректировке учебного курса «История региональной архитектуры». Его рассматривали как основное средство преодоления вестернизации. Обсуждение. Вестернизация как поверхностное и некритическое отношение к ценностям отечественной культуры чаще всего проявляется в суждениях и оценках, поэтому опрос и собеседование - наиболее удобные формы для ее выявления. Причиной может быть отсутствие системных знаний о предмете или явлении. Как показывает опыт, региональное искусство и архитектура мало знакомы студентам, а слабо развитая способность сравнительного и хронологического анализа не позволяет объективно оценить произведения Уральского региона. Заключение. Исследование подтверждает, что большинство магистрантов находится под влиянием западноевропейского архитектурного искусства, обусловленным культурой вестернизации. Для ее преодоления требуются конкретные меры, связанные с освоением национальных ценностей отечественной культуры, а для дизайнеров еще и знания о достижениях и сложившихся архитектурных традиций Уральского региона.`
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

40.
Состояние и пути совершенствования практической подготовки будущего учителя физики

К.С. Евстафьева1,2, Н.С. Пурышева1
1Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
k.evstafyeva@yandex.ru
2Общеобразовательная школа № 2054, Москва, Россия
Ключевые слова: практическая подготовка, профессиональная деятельность, учитель физики, содержание практической подготовки, модель организации практической подготовки, методический практикум
Страницы: 130-146

Аннотация >>
Введение. В настоящее время система образования подвержена глубоким трансформациям, затронувшим сущность и содержание качественной подготовки учителя физики в педагогическом вузе. Отсутствие концептуальных теоретических основ в подготовке учителя физики порождает противоречие между современными тенденциями модернизации профессионального образования и реальным состоянием методической подготовки студентов в вузе, не позволяющей на должном уровне сформировать профессиональные умения, обязательные для успешного решения образовательных задач. Методология. Объектом исследования выступает процесс подготовки будущего учителя физики к профессиональной деятельности, предметом - методика практической подготовки будущего учителя физики. Проведен сравнительный анализ примеров организации практической подготовки учителя физики в Соединенных Штатах Америки, Германии, Великобритании и Канаде. Обсуждение. Признавая сложность системы организации обучения студентов в педагогических вузах, состоящей из отдельных взаимоисключающих блоков, отвечающих разным образовательным целям, большинство исследователей проявляют интерес к вопросу модернизации именно практической подготовки будущих учителей физики. Предлагаются введение комплекса дидактических материалов, методических пособий, варианты моделирования методических систем в подготовке учителя физики к различным видам деятельности. Обсуждается один из возможных вариантов - создание общей системы специальных практикумов, связанных с изучением физики. Концептуальной идеей такой организационно-содержательной модели практической подготовки будущих учителей физики является интеграция традиционной педагогической практики и инновационных подходов. Заключение. Состояние качественной практической подготовки будущего учителя физики все более актуализируется в настоящий момент. История получения естественно-научного образования в России и мире обнаруживает большой спектр организации и осуществления учебно-производственной практики. Но главный тезис в пространстве и времени звучит однозначно: качественно подготовленный специалист-преподаватель должен уметь применять свои знания на практике.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 31 - 40 из 43479
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец Все